«Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы,

милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Пет. 3, 8)

 

 


2011 год.
Хроника событий




 
 

 
 
 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 

Празднование  540-й годовщины подписания
Коростынского  мирного  договора


3 октября 2011 года. Подведение итогов празднования судьбоносных событий XV века стало традицией завершать в стенах Московского Кремля.
Ныне, на 540-летнюю годовщину подписания Коростынского мирного договора в Архангельском соборе Кремля состоялось Богослужение в память мучеников и исповедников — благоверного князя Михаила Черниговского с боярином Федором.

        

Службу возглавил Высокопреосвященнейший Владыко Александр Епископ Дмитровский с сонмом столичного духовенства.
От нашей новгородской депутации в ней принял участие настоятель церкви во имя Успения Божией матери с. Коростынь священник Николай Епишев. Служба охватывала память целых поколений русских правителей благоверных Великих князей, царей и цариц. Мы благодарили Господа о великих благодеяниях на нас бывших, особенно же за окончание в 1471 году длительного периода междоусобий и связанных с ними бесчисленных жертв.

На фотографии запечатлен момент окончания Богослужения: Высокопреосвященнейший Владыко Александр с настоятелем нашей церкви о. Николаем.

Фотография алтаря Архангельского собора Московского Кремля, где покоются мощи мученика и исповедника князя Михаила Черниговского.

Совершение заупокойной памятной панихиды на гробнице Великого Князя Московского и Государя всея Руси Ивана Васильевича III в Архангельском соборе Московского Кремля.

После свершения заупокойной памятной панихиды запечатлены у гробницы Великого Князя Московского и Государя всея Руси Ивана Васильевича III члены нашей новгородской депутации.

По окончании Служения на паперти величественного Архангельского собора Московского Кремля запечатлена наша депутация с гостями.

Мы побывали в храме-усыпальнице Благовещенского собора Московского Кремля.
Свою молитву с особым трепетом вознесли под сводами Успенского собора Московского Кремля, восставленного в честь свершения мира на брегах древнего Ильменя, объединившего две главные земли России.
Событие празднования нынешнего 540-го года созидания единого централизованного русского государства было и на этот раз достойно увенчано.

Член новгородской депутации Люсов Иван Иванович

Справка: 3 октября (20 сентября) — Мученики князь Михаил и боярин Феодор Черниговские.
Около середины XIII века (1237 — 1240 г.) Россию постигло нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества, потом в южной России были разрушены города Переяславль, Чернигов, Киев и другие. Народонаселение этих княжеств и городов большей частью погибло в кровавых сечах; церкви были ограблены и поруганы, знаменитая Киевская лавра была разрушена, а иноки рассеялись по лесам.
Относясь безразлично и даже с уважением к христианству, монгольские ханы требовали и от наших князей исполнения некоторых своих суровых обрядов, например: прохождения через очистительный огонь, прежде чем явиться перед ханом, поклонения изображениям умерших ханов и идолам. По христианским понятиям это является изменой святой вере, и некоторые из наших князей предпочли претерпеть смерть, чем выполнить эти языческие обряды. Среди них Черниговский князь Михаил Всеволодович и его боярин Феодор, пострадавшие в Орде в 1246 году.
Когда хан Батый потребовал к себе Черниговского князя Михаила, то он, приняв благословение от своего духовного отца епископа Иоанна, обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится идолам. То же обещал и боярин его Феодор. Епископ укрепил их в этой святой решимости и дал им святые Дары в напутствие вечной жизни. Перед входом в ставку хана монгольские жрецы приказали князю и боярину пройти между двух костров, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться на юг могиле Чингис-хана и войлочным идолам. Михаил ответил: «Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари».
Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или смерть. Михаил ответил, что он готов поклониться хану, но не поклонится изображению мертвого человека, так как христианам этого делать не подобает. Внук Михаила, князь Борис, и ростовские бояре умоляли его поберечь свою жизнь и предлагали принять на себя и на свой народ епитимью за его грех. Михаил не хотел слушать никого. Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: «Не погублю души моей, прочь слава тленного мира!» Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились святых Даров, данных им епископом. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и топтали ногами, наконец, отсекли ему голову. Последнее слово его было: «Я христианин!»
Боярину Федору, при условии исполнения языческого обряда, было обещано княжеское достоинство. Получив отказ, палачи после жестоких истязаний отсекли ему голову.
Исповеднический подвиг князя Михаила и боярина Федора поразил татар. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, ханы впредь не требовали от русских в Орде прямого исполнения языческих обрядов.
Святые мощи их покоются в Московском Архангельском соборе.

(По материалам сайта Православие.Ru)


24 августа 2011 года, в праздник 540-й годовщины подписания Коростынского мирного договора, священник Николай Епишев совершил Божественную литургию в церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Коростынь Шимского р-на Новгородской обл.
Затем был совершен Крестный ход и Благодарственный молебен у памятного Креста, установленного на месте подписания мирного Коростынского договора.
В центре "Шелонник" состоялась историко-краеведческая конференция, посвященная 540-й годовщине подписания мирного Коростынского договора.

     
 
     

 
 

 

     

     
 
     
 
     
 
     

 

27 июля 2011 г. мы отметили 540-ю годовщину Шелонской битвы. В 1471 году на берегу Шелони у деревни Скирино произошло сражение, после которого объединились московские и новгородские земли.
Было совершено торжественное богослужение в церкви апостола Иоанна Богослова и Крестный ход. В мероприятиях участвовали учащиеся Воскресной школы прихода в честь святого благоверного великого князя Александра Невского г. Великий Новгород).

       
 
       
 
       
 
       
 
 

В Сольцах в стенах краеведческого музея прошла традиционная историко-краеведческая конференция «Шелонская битва – взгляд в прошлое во имя будущего».

Летописные данные о Шелонской битве весьма скудны. Историки и краеведы до сих пор спорят, где же точное место сражения новгородцев с войсками московского князя Ивана Васильевича III в 1471 году. Памятные знаки поставлены в двух деревнях - Велебицы и Скирино. Участники конференции ознакомились с археологическими находками, которые были найдены в этих местах.


   

   

Местный краевед Сергей Скирченко по крупицам собирает информацию о Шелонской битве. Он рассказал о результатах работы местных краеведов-энтузиастов.

По мнению Сергея Скирченко воевода князя Ивана III Даниил Холмский изображен на памятнике "Тысячелетие России" слишком аристократично. Закаленный в боях он был совсем другим. Образ военачальника явился Сергею Скирченко во сне – так появилась эта картина...
Битве на Шелони Сергей Скирченко посвятил стихи.

   

С большим вниманием слушали участники конференции доклад отца Николая Епишева.
"...Июльское сражение 1471 года обернулось для новгородцев тяжелым поражением... Поражение на Шелони предопределило процесс присоединения Новгорода к Москве и отказ от возможного союза новгородцев с Литвой..."

   

Такие конференции с участием специалистов из Великого Новгорода и Санкт-Петербурга помогают восполнить белые пятна истории. Ежегодные встречи в память о Шелонской битве в Сольцах будут проходить и впредь, чтобы память о нашей истории сохранялась в веках.

   


Подготовка к 540-й годовщине подписания мирного договора между Москвой и Великим Новгородом (Коростынского мирного договора), положившего основание долгочаемого объединения двух великих русских земель (24 августа 1471 года) началась загодя.
21 мая 2011 года в день Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова священник Николай Епишев совершил праздничный молебен в церкви Успения Божией Матери села Коростынь, который перешел в Крестный ход.
В тот же день Солецкий Благочинный протоиерей Михаил совершил торжественное богослужение на праздник Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в д. Велебицы, в церкви, названной в честь этого святого.

После совершённого молебна состоялся Крестный ход и праздничная трапеза.




Справка: Апостол Иоанн Богослов — возлюбленный ученик Иисуса Христа и автор «Откровения Иоанна Богослова». Житие Иоанна Богослова сделало его главой всех, кто имеет отношение к книгам и книгоиздательству. Кроме писателей, редакторов, издателей, книгопечатников своим покровителем его считают продавцы книг и работники бумажной промышленности.
В своем Евангелии апостол Иоанн изложил беседы Спасителя и дополнил то, что написали апостолы Матфей, Марк и Лука, и что он, как последний оставшийся в живых очевидец, хорошо знал.
Кроме того, считают, что молитва, вознесенная святому Апостолу Иоанну Богослову, спасает от отравления, ведь и сам Апостол Иоанн, вызванный в Рим императором Домицианом, принял яд, который на него не подействовал.
В последние годы своей жизни Апостол говорил только одно наставление: "Дети, любите друг друга". Ученики спросили его: "Почему ты повторяешь одно и то же?" Апостол ответил: "Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните".
Святой Иоанн Богослов скончался естественной смертью (единственный из Апостолов), будучи около 105-ти лет, в царствование императора Траяна.
Празднование 21 мая святому апостолу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодного исхождения в этот день на месте его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.

(По материалам Официального сайта Московского Патриархата)