Сергей Миронов     

Визит  в  мастерскую   скульптора  В.Н. Воробьёва

26 января 2011     

     В субботу, 15 января, побывал в мастерской скульптора В.Н. Воробьёва ...

     Этот человек вот уже 8 лет поглощен "одной, но пламенной страстью" создания скульптурной композиции, посвященной правлению Ивана III. Именно при правлении этого государя произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и ее превращение в центр общерусского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов; в 1497 году принят Судебник – свод законов государства, и проведен ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения.

     В.Н. Воробьёв работает над проектом памятника исключительно по собственной инициативе. Его концепция и пространственная композиция тщательно проработаны на основе историко-архивных документов, которые мастер изучил с тщательностью ученого-исследователя.

     Перед нами разворачивается скульптурная диорама эпохи Ивана III. Воссоздаются ее исторические персонажи. Они окружают постамент памятника государю, повествуя об основных этапах его жизни и правления. Например, приезд в Москву будущей жены великого князя Софьи Палеолог, строительство Кремля итальянскими мастерами, стояние на Угре, положившее конец татаро-монгольскому игу, и т.д. Особняком стоит дьяк Фёдор Курицин с Судебником в руках. Это вольнодумец, дипломат и по некоторым сведениям – первый русский разведчик...

     Скажу о своём впечатлении от макета памятника – очень понравилось. Впечатляет! Захотелось, вслед за автором, посмотреть исторические первоисточники. Вот, например, как выразительна характеристика Ивана III, данная Н.М.Карамзиным: "Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские. Бракосочетанием с Софиею обратив внимание держав, разодрав завесу между Европою и нами с любопытством обозревая престолы и царства, не хотел мешаться в дела чуждые.

     Следствием было то, что Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри, и не боясь врагов внешних. Он был первым истинным самодержцем России, заставив благоговеть пред собою вельмож и народ. Все сделалось чином или милостью государевою". Кстати, современный герб России – двуглавого орла – тоже ввёл Иван III. И памятник венчает как раз поднятый Иваном III жезл с гербом наверху.

     Но самое главное – скульптор нашел очень точное и своеобразное композиционное решение: ярусное многофигурное построение памятника, завершающееся конной статуей государя. Тем самым подчеркивается: он первый государь всея Руси, установил на Русской Земле новый чин, новый порядок. Своеобразным воплощением этого русского чина является строгая иерархия изображений многочисленных исторических персонажей, включенных в памятник.

     Автор памятника считает, что он должен стоять на Лубянской площади, так как помимо исторической обоснованности (рядом находился Пушечный двор Ивана III), само расположение памятника перед зданием ФСБ очень символично, поскольку памятник ассоциируется с государством, рядом с которым находятся его защитники. К тому же, по соседству – "Детский Мир", и появление памятника неизбежно вызовет у детей и их родителей интерес к отечественной истории, без знания которой невозможно патриотическое воспитание молодежи и общества в целом.

     Замечательно, что по мере создания памятника Ивану III, пусть пока еще на стадии макета, расширяется число его сторонников. После посещения мастерской В.Н. Воробьёва, детальным знакомством с его проектом, я, несомненно, отношу себя к тем, кто поддерживает эту замечательную инициативу. Остаётся пожелать мастеру и всем нам, его сторонникам, скорейшей реализации его замысла.

     Размещаю несколько фотографий из мастерской Виктора Николаевича Воробьёва.