Людмила Митрофанова, 23 мая 1997 г.

Воды живой глоток

Путь к храму

     Многолюдно было 2 мая у Живоносного источника Божией Матери, что бьет студеным ключом на границе земли старорусской между старинными селами Коростынь и Буреги. В этот день отец Амвросий, настоятель старорусской Георгиевской церкви, освятил воды источника. В прошлом году силами и средствами старорусцев вблизи родника была поставлена часовня, поклонный крест да и сам живительный ключ закрыт в деревянный терем, сберегающий его от дождя и снега. А по средам и пятницам с 15 до 16 часов служит в часовне отец Николай - священнослужитель Покровской церкви села Борисова.

     Деревня Борисово от источника верстах в 15 будет. Для отца Николая расстояние не в тягость. Лишь бы знать, что нужен, что есть у людей потребность в общении с ним. К сожалению, работа в своем приходе такого ощущения в полной мере ему не дает.

     На первый взгляд, приход у отца Николая немалый - более тысячи человек проживает окрест церкви Покрова. Но в храм приходят единицы. Из Питера, из Новгорода приезжают, а местные не особо чествуют. Учителя в церковь не ходят, а соответственно и школьники. Детей тоже крестят редко - на семь деревень за год один ребенок всего и родился. А если случится кому к священнику обратиться - норовят это тайком сделать, незаметно, чтоб соседи не узнали.

     В иных местах люди новые храмы возводят, старые стены поднимают, а здесь сохранилась церковь двухвековой давности, но вроде как и не очень нужна оказалась. И в чем дело - не ответишь однозначно. Одни говорят, что народ на Ильмене всегда жил сыто, в достатке, а ведь известно, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Другие утверждают, что нравы у рыбаков суровые, сердца черствые: попробуй кто в чужие сети забраться - Божьи заповеди не вспомнят. Третьи считают, что на сознание местных жителей большое влияние оказала хорошо поставленная здесь в недалеком прошлом атеистическая работа, которой очень помогало то, что моральный облик священников этого прихода не всегда способствовал укреплению авторитета церкви. Старожилы здешних деревень сказывали, что и в 30-е годы не чужие дяди Божьи храмы рушили, а свои же мужики громили, и в первую очередь там, где "попы были пьяницы".

     Так или иначе, а у отца Николая не очень простые отношения с селом сложились. И он, и матушка Наталья - коренные питерцы. Она закончила факультет естественных наук в педагогическом институте, он - два высших учебных заведения. Один - далекий от сегодняшней его работы - институт торговли, другой - более близкий - филологический факультет педагогического института. Судьба с юности так и вела его в церковь. У Николая хороший голос, и в Ленинграде он пел в церковном хоре Никольского собора (кстати, вместе с Александром Невзоровым), Много читал, размышлял, увлекался философией, дружил с людьми, близкими к искусству, живущими богатой духовной жизнью и неравнодушными к религии. И свою Наталью встретил в этом кружке, а она была глубоко верующей. В конце концов утвердился в мысли, что его призвание и есть служение Богу. Митрополит (теперь патриарх) Алексий благословил Николая на службу псаломщиком в Старой Руссе, где его наставником стал отец Агафангел, а спустя год рукоположили отца Николая священником в Покровскую церковь села Борисова. В прошедшую Пасху ровно десять лет исполнилось, как он начал работать здесь.

    

     С первых дней семья столкнулась с упорным сопротивлением села. Матушке Наталье, которая прежде читала лекции по химии в Ленинградском НИИ педагогического института, в Борисовской средней школе не разрешили работать. С подсобным хозяйством тоже ничего хорошего не получилось. И ветхий дом священника, и крошечный дворик со всех сторон обступили могилы. Курица выскочит - уже на кладбище. Сельчане ругалось - где это видано, чтобы скотина среди могил ходила? А как в селе без хозяйства жить? Конечно, не пошел батюшка против народа - повывел и кур, и поросенка. Хотя, наверное, обида осталась - мог бы приход дом для священника в другом месте поставить, если им церковь и духовный отец нужны.

     Поначалу думал отец Николай, что не приживется здесь. Блаженный Митенька из Ужина, что с семи лет до девяноста пролежал "узлом связанный", предсказал священнику, что пять лет прослужит он в Покровской церкви. Два срока уж с той поры миновало. И возможно, не выдержал бы отец Николай своей невостребованности, если бы не искал упорно и не находил приложения силам своим. Он из Борисова за 30 верст ездит в старорусский интернат к детям-сиротам, дает уроки закона Божьего, и за 100 верст - в Юрьево, где в реабилитационном центре регулярно проводит молебны, соборования, крещения. Теперь вот и у живоносного источника путникам служит...

     В тесном домишке посреди кладбища, где могильные кресты заглядывают в окна, главное богатство - книги от пола до потолка. Да еще малые дети, которые обрели здесь недавно и кров, и заботливых родителей. И еще старорусский юноша-сирота, что вошел в их дом любимым сыном, и которого на селе уже обидно кличут "попенком". Как-то их судьба здесь сложится?

 

Используются технологии uCoz