Освящение икон, в память о добровольцах,
погибших за сербский народ в составе Армии Республики Сербской
с 1992 по 1995 год

Дмитрий и Ирина Черновы
Плакаты и фото Ирины Фроловой

  

5-7 июля 2015 г.

Дорогие братья и сестры!
На берегу славного озера Ильмень – бывшего Словенского моря, как его называли наши предки, в старинном селе Коростынь состоялось освящение трех икон, в память о добровольцах, погибших за сербский народ.

 
 

Икона Святителя Саввы и Князя Владимира написана Игорем Князевым для русской церкви Живоначальной Троицы в Белграде, Сербия.
Этот образ двух величайших Святых выбран, потому что они наши духовные родители, выбравшие для нас веру православную - лучшее сокровище, и дали нам её на сбережение в чистоте и истине, для единения наших народов в любви и правде.
Они камень в основании нашей Христианской церкви.
"Для Саввы Неманина, подвижника и монаха святогорского, важнее всего в жизни было отверзть очи своему народу, дабы он увидел реальность того света, духовного и безсмертного, на который должен ориентироваться и под который должен подстраиваться во всех трудах своих сей мир телесный, преходящий и смертный. Тот свет - это Царство Небесное" (Николай Сербский).
В день празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Киеве, на берегу Днепра совершилось крещение Руси.
Вместе со священниками молился за свой народ князь Владимир:
"Господи Боже, сотворивый небо и землю, призри на новокрещенные люди Твоя, и даждь им истинно познать Тебя, Истинного Бога, и утверди их в Православной вере, а мне помоги на видимые и невидимые враги, и прослави в Российских странах имя Твое пресвятое".
Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Икона Божией Матери «Знамение» Новгородская в память об Адриане Диме и сербских воинах - Срджане Кнежевиче и его соратниках - для храма вмч. Георгия Победоносца г. Пале, Республика Сербская, Босния и Герцеговина, иконописец Игорь Князев.
Этот чудотворный образ середины XII в. (празд. 10 декабря), с его помощью связана защита Великого Новгорода в 1169/70 г. от войск вел. кн. Андрея Боголюбского, который, желая наказать новгородцев, собиравших незаконную дань с княжеской Двинской земли, послал на город свои дружины.
Икона находилась в церкви Спаса на Ильине ул. за престолом. На 3-ю ночь осады города Новгородский архиепископ Иоанн, молившийся перед иконой Спасителя, услышал голос, исходящий от образа: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону святую Богородицу, и вынеси в острог против супостат». Икону вынесли на городские укрепления. Стрелы, пущенные суздальцами, «яко дождь умножен», попали в икону, которая повернулась ликом к городу, из полученных «ран» истекли «слезы». Нападавших покрыла тьма, объяли «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга. В память чудесной победы архиепископом Иоанном 27 ноября был установлен праздник. В XV в. Пахомий Серб составил «Воспоминание о знамении», церковную «Службу знамению» и «Слово похвальное знамению». Позже Сказание вошло в Житие святого Иоанна Новгородского. В 1999 г. чудотворный образ, хранившийся в советский период в музее, был передан РПЦ и поставлен в соборе Святой Софии в Великом Новгороде. На полях иконы - ростовые фигуры святых Георгия, Иакова Перского, Петра Афонского и Онуфрия (Макария Египетского).
С просьбой к Заступнице нашей несумненной Божией Матери, мы передаем эту икону, чтобы по Её милосердным молитвам воцарился мир на многострадальной земле Святой Сербии.

Икона прп. Олега Брянского в память об Олеге Ктитаренко, похороненном в Миличима, Республика Сербская, Босния и Герцеговина, иконописец Ольга Федотова.
Святой благоверный князь Олег Брянский (в иночестве Леонтий) был внуком святого мученика благоверного князя Михаила Черниговского, отличался глубоким благочестием и стремлением к ангельскому образу.
В Ипатьевской летописи упоминается, что в 1274 году князь Олег вместе с отцом Романом участвовал в военном походе против Литвы. Позднее Олег на свои деньги основал в Брянске новый монастырь, дошедший до наших времен под названием Петропавловский, и через несколько лет после смерти отца, оставив брянским князем своего брата, принял там же монашеский постриг с именем Василий. В этом монастыре святой князь совершал иноческий подвиг и скончался около 1285 года.

5 июля, в воскресенье вечером, о. Николай Епишев освятил все три иконы в храме во имя Успения Божией Матери в селе Коростынь.


 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

Справка
Храм во имя Успения Божией Матери был заложен по указанию императрицы Екатерины I в 1725 году в честь победы Петра Первого над шведами и в память о провозглашении Русской Империи.
Успенская церковь - образец петровского барокко. Строился храм по проекту знаменитого итальянского архитектора Гаэтано Киавери и является единственным творением этого великого зодчего на Новгородской земле (с образцом творчества Киавери можно ознакомиться в России только лишь на примере Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге).
Внутренний интерьер Успенского храма украшают хорошо сохранившиеся росписи Васнецовской живописной школы со старинным иконостасом.
Одна из святынь - чудотворный список «Старорусской» иконы Божией Матери (1.90м × 1.50м), сделанный в 1877 году с иконы в Георгиевской церкви г. Старой Руссы. Особенностью является изображение на полях ликов святых.
Рядом с храмом находится Поклонный крест, на этом месте 11 августа 1471 года Великий князь Московский Иван III встретил прибывших на судах через озеро с повинной новгородцев и заключил с ними судьбоносный Коростынский Мирный договор, что и определило создание единого централизованного государства на Руси.
Междоусобия в начале ХV века терзали страну и грозили уничтожением . И, если бы не возник такой могучий центр как Москва, то участь наша была очень печальной. А Новгород в это время подписал кондиции с польским королем Казимиром IV о переходе под его юрисдикцию. Новгородцы хотели сохранить свои политическую независимость, а прежде всего - свое богатство. Предательские настроения были распространены, прежде всего, среди богатой части населения, а не среди народа.
Кроме того, для древнего Новгорода москвичи были варварами, и подчиниться им казалось верхом унижения; уж лучше древней и благородной Литве.
О том, что за Иваном III была историческая правда и Божье благословение свидетельствует тот факт, что во время «новгородской компании» он со сравнительно небольшим войском, новгородское войско в 8 раз превосходило московское, не потерпел ни одного поражения. И все его важнейшие победы совершались в один и тот же день – 14 (27) июля.
После поражения в Шелонской битве Великий Новгород вернулся в лоно России и Русской Православной церкви. Завершился длительный период нестроений на Руси.
В память об этом событии, повернувшем ход русской истории, в наши дни ежегодно 14 (27) июля, совершается Крестный ход – памятный переход от места сражения в районе деревень Велебицы - Скирино до села Коростынь (Шимский район).
В Новгородском Кремле на памятнике «Тысячелетие России» создателю централизованного мощного государства посвящена группа «первого Государя». Иван-самодержец в царских одеждах и шапке Мономаха со скипетром и державой в руке попирает поверженного татарина и литовца, а в самой Москве в память Коростынского договора была возведена колокольня Ивана Великого в Кремле.

У Поклонного креста о. Николай отслужил молебен.

Следующий день, 6 июля, почитания Владимирской иконы Божией Матери начался с Литургии в церкви Всех Святых в деревне Кукуй на берегу Ильмень-озера.
С 1863 года здесь существовала деревянная церковь во имя пророка Илии. Во время войны она была разрушена, а в 1990-е годы руками прихожан и на пожертвования на этом месте выстроена новая.


 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

После службы прошли Крестным ходом вокруг храма.
Затем о. Николай отслужил панихиду на могилке блаженного Димитрия.
Справка
Выдающийся пастырь земли Новгородской и града Старая Русса архимандрит Агафангел (Догадин) так писал о нем:
«Митя Принцев родился в следующем после кровавой революции — 1906 году, когда страна ненадолго стала входить в свои берега;
... он был обречен творить историю, почти не сходя от одного и того же места (он был парализован. — Ред.)
...избранник Божий получил свою фамилию в награду по праву наследия грядущего Царства...
...Матери он лишился сразу после своего рождения, а в 8 лет у него отнялись обе ноги и одна рука. Парализовало маленького Митю в роковом 1914 году — в год, когда весь мир, наоборот, встал на дыбы и, подобно стаду свиней, понесся к пропасти. За 82 года лежания из его уст не вырвалось ни одного стона.
Настоящей наградой Господа сам старец считал благодатное общение на протяжении более 30 лет с о. Николаем Гурьяновым с острова Залит. В последние годы жизни блаженного Димитрия к нему за советом и с просьбой помолиться приходило много людей: и верующие, и сомневающиеся, и белое священство, и монахи… Многих поражал его дар ведения человеческой души».

Далее Крестный ход продолжился вокруг Покровской церкви села Борисово.
Церковь была сооружена на средства государственной казны в 1855 году. Прихожане церкви многое сделали своими руками – писали иконы, приобретали церковную утварь. Во время революции храм сильно пострадал, утратив большую часть самобытных икон.
Сохранилась старинная копия самой большой в мире выносной иконы Божией Матери, именуемой "Старорусская".
Название села Борисово напомнило нам о смысле подвига святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Их жизнь и трагическая смерть была свидетельством основного христианского доброделания - любви. Святые братья сделали то, что было еще непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти.


 
 
 
 

 
 
 
 

Далее наш путь лежал в Старую Руссу.
Город Старая Русса 18 - 20 сентября 2015 года готовится отметить своё 1000-летие.
Год 1015 - время начала правления Ярослава Мудрого и гибели его братьев, князей и первых русских святых Бориса и Глеба, традиционно считавшихся покровителями Старой Руссы, стал условной датой основания города.
Возле Троицкой церкви нас встречал о. Виталий (Александров).


 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

Справка
Церковь Святой Троицы располагается в центре города Старая Русса. Первоначально это была деревянная церковь, во время городской описи 1625 года она отмечена как «сожженная литовцами».
В 1680 году купец Яков Тверев дал денег на постройку новой каменной церкви Святой Троицы. Выстроили ее всего за четыре года, весной 1684 года освятили.
Много бед ей пришлось пережить.
Летом 1759 года, в находящейся поблизости церкви Иоанна Златоуста, вспыхнул пожар. Огонь перекинулся и на Троицкий храм. Сгорел престол, церковная утварь, многие иконы и иконостас.
Ужасная буря 1836 года сорвала с церкви главный купол, и он, упав, сильно повредил ее. Пришлось разобрать четыре боковые главы с оставшимися куполами.
В 1854г. последовало Высочайшее соизволение императора Николая I на ремонт церкви с сохранением древней архитектуры.
В возобновлённом виде храм святой Троицы был освящён в 1860 г.
Церковь сильно пострадала во время боёв за город, была отреставрирована к 1980 году.
В 1996 году храм вернули епархии.

Перед иконами в храме был отслужен молебен. После Крестного хода вокруг церкви о. Николай сказал: «Пусть эта светящаяся икона осветит всю Сербию, и чтобы до нашей России дошел от нее свет. Очень он нам нужен, с нашей историей».
К приходу церкви Святой Троицы приписана часовня во имя Святителя Николая на вокзале.

Справка
В 1899 году Косиновским монастырём рядом с вокзалом Старая Русса была построена часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Об этом написала настоятельница игуменья Серафима в «Сведениях о Николаевском Коссинском женском общежительном монастыре за 1918 год».
В конце февраля 1917г. царь Николай II, намереваясь попасть в Петроград, был вынужден изменить маршрут, и оказался на железнодорожной станции Старая Русса. Пока паровоз набирал воду.
Очевидец пишет в газете за 1917 год, что государь вышел из вагона (раньше этот факт не был известен) и некоторое время прогуливался по перрону. Потом зашел в маленькую станционную часовню, оставив свиту за дверью.
Это и был последний храм, в котором молился Российский государь... о судьбе России... Последняя молитва свободного православного Государя была исполнена, заступничество состоялось.
После Старой Руссы Николай Второй бывал еще во многих церквях, но уже в качестве отрекшегося императора. Доехав из Старой Руссы до Пскова, на следующий день утром он отрекся от престола. Днем православный мир был оповещен о появлении новой иконы Божией Матери, получившей название Державной, на которой четко было отражено - регалии Царской власти перешли в Ее пречистые руки. Так было решено и так исполнилось!
Теперь у старорусского вокзала вновь стоит часовня, похожая на ту, которая была в 1917 году. В годы Великой Отечественной войны часовня была разрушена. Ее восстановил на свои средства местный предприниматель.

На этом месте нашей исторической памяти о. Николай отслужил молебен.


 
 
 
 

Следующим пунктом на нашем маршруте был Леохновский мужской монастырь - монастырь во имя Преподобного Антония Леохновского. Это приблизительно 20 километров от Старой Руссы.
Мы сфотографировались у красивой колокольни. Колокольный звон из монастыря, как говорят, раньше был слышен в Старой Руссе.
Леохновский монастырь сегодня это монастырский комплекс с трехпрестольным храмом, колокольней, братским корпусом, Святым источником, кладбищем... Его возрождению мы обязаны священнику Александру Муринсону. Когда он, бывший физик-ядерщик, как священник, приехал сюда с матушкой в начале 90-х, здесь была разруха. Одна большая послевоенная, постсоветская руина. Бездорожье. Ухабистый глинистый проселок с непролазными ямами. В селе было пусто. Безлюдно. Рядом, в разрушенной церкви, находились мощи св. Антония Леохновского. И по молитвам Преподобного началось возрождение. За 20 лет неустанного труда восстановили монашескую жизнь здесь, в Леохново.


 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

Мы выехали из Леохново в 22 часа. Так закончился второй день нашего пребывания с памятными иконами на Новгородской земле.
7 июля наша группа с памятными иконами посетила еще два знаковых православных места на Новгородской земле - Свято-Троицкий собор во имя Святых Менюшских Отроков Иоанна и Иоакова и Свято-Троицкий Михайло-Клопский монастырь.


 
 
 
 

Справка
Деревня Менюша получила широкую известность около 5 веков назад. Здесь родились, приняли мученическую смерть, а затем и прославились Менюшские Отроки. Особое почитание их связано как с юным возрастом мучеников – Иоанну было 5 лет, а его брату Иакову - 3 года, так и с помощью людям, происходящей по их святым молитвам ко Господу Богу.
Свято-Троицкий собор был построен в 1841 году по велению Императора Российского Николая I. Спустя полвека местные купцы пристроили к храму придел Николая Чудотворца, в честь державного дарителя царя Николая. В приделе установили богатую мраморную раку Отрокам с крышкой из серебра в 1256 серебряных рублей. Процветающая деревня к тому времени уже была селом.
Пришедшие к власти большевики попытались осквернить могилу Иоанна и Иакова, но едва они сдвинули плиту - над их могилой из-под земли хлынула вода. Пришлось гробокопателям срочно уйти, а вода тут же ушла. Однако храм все-таки у верующих отобрали, сделав в нем конюшню.
На сегодняшний день в полуразрушенном храме совершаются Божественные Богослужения. Силами прихожан отремонтирован вход в подвальное помещение, где находится рака. Уцелев сквозь многие года, пережив страшные богоборческие годы, храм несет в себе надежду на восстановление и возрождение постоянных богослужений.

Свой маршрут с иконами для Сербских храмов мы закончили посещением Свято-Троицкого Михайло-Клопского монастыря.


 
 
 
 

 
 
 
 

Справка
Обитель многими чудесами прославил преподобный Михаил Клопский, неведомым человеком пришедший в монастырь в начале XV в. Впоследствии оказалось, что он — сродник великого князя Симеона Гордого.
Монастырь расположен в живописнейшем месте на реке Веряже, в 23 км к юго-западу от Великого Новгорода. Главное сооружение монастыря — собор Святой Троицы 1569 г., отличающийся необычайно сложной композицией с четырьмя наружными приделами, галереей и колокольней. С правой стороны от иконостаса покоятся мощи преподобного Михаила Клопского.
В сооружении собора в качестве заказчика принимал непосредственное участие царь Иван Грозный. Это отразилось в архитектурном облике храма – величественного сооружения с неповторимыми архитектурными особенностями и интереснейшей росписью. Памятник царственного стиля являлся символом объединения русских земель вокруг Московского государства.
Сегодня древняя обитель постепенно восстанавливается: в Троицком соборе уже проходят службы, в монастырь приезжают туристы и паломники.

Продолжение следует...

Можно сказать, что мы собрали с каждого места нашей поездки по листочку. Как с разных деревьев.
Листок с дуба и березы, с вяза и липы... Много у нас на Руси разных деревьев - красота!
И каждый мы, потом вспоминая, сможем узнать с какого он дерева.
А если собрать лепестки цветов?
Потом можно и не понять от какого он цветка, и с какой земли. А, зачастую, его аромат будет сильнее, чем в момент, когда его только сорвали...
Много на нашей земле величественных храмов, почти пустующих и разрушающихся, как наши души без вести пропавшие...
Над водами Ильмень-озера лился колокольный звон! Это местный молодой парнишка Василий пел нам голосами колоколов.
Мы шли и ехали по нашей древней новгородской земле, а за нас молились Матерь Божия и все Святые, и Святитель Савва Сербский, благоверные Князья Владимир, Борис и Глеб, Олег Брянский, а может и Великий Князь Иоанн III, то один Бог ведает, Царственные страстотерпцы - ЦАРЬ НИКОЛАЙ II, ЦАРИЦА АЛЕКСАНДРА, ЦАРЕВИЧ АЛЕКСИЙ, ВЕЛИКИЕ КНЯЖНЫ ОЛЬГА, ТАТИАНА, МАРИЯ И АНАСТАСИЯ, отроки Менюшские Иоанн и Иаков, прп. Антоний Леохновский, прп. Михаил Клопский, прп. Антоний Римлянин Новгородский чудотворец, Блаженный Митенька... Все святые новгородские, знаемые нами и незнаемые, молились за нас.
Мало нас сейчас в церкви стоящих и молящихся, только малое стадо, да еще и больное. Самое главное, что от нас нужно Богу это наша верность Ему, будем уповать на молитвы за нас всех Святых.
Святая Сербия и Святая Русь.
Как хочется мира Божьего в каждом сердце человеческом, и мира вокруг него, да вот только мало в нас этого мира Божьего. Что же мы ждём, какого будущего для нас и наших детей?
Прости нас, Господи, неверных да неразумных!
Прости и помилуй!
Всех нас собрал Господь в эту поездку, 12 человек.
И вернулись все очищенные, преображенные, в удивительном единстве, что могут дать только места святые.
И поездка наша протянулась в вечность, потому что она изменила наши сердца.