Крестные ходы в Великом Новгороде – история
и современность

VII Знаменские образовательные чтения


Настоятель храма Покрова Божией Матери в с. Борисово
и храма Успения Пресвятой Богородицы в с. Коростынь о. Николай Епишев
(Новгородская обл.)

11 декабря 2009 г.


Следование за Господом является призванием христианина. Чем ревностнее это наше следование за Ним, тем лучше мы сближаемся с целью нашего спасения. Это прекрасно понимали наши предки - жители древнего города Руси. Крестный ход является наилучшим средством общего и доступного осуществления нашего духовного идеала. В наши дни Крестный ход обычно является продолжением соборного богослужения, но выходящего за стены храма. Он может совершаться в соединении с молебным пением, сопровождаться водным окроплением, чтением Евангелия и другими священнодействиями.
Особенности проведения Крестного хода в древнем Новгороде можно отметить в двух чертах. По исследованию кандидата искусствоведения Г.А.Романова, изучавшего проведение Крестных ходов в период расцвета Новгорода XII-XIV вв., праздничные Крестные ходы готовились и осуществлялись еще до совершения богослужения в храме, престольный праздник которого отмечался. Шествие в этом Крестном ходе было приуготовляющим душу христианина к встрече с Господом, которая осуществлялась во всей полноте при совершении богослужения.
Обычно главный Крестный ход собирался ночью в стенах Святой Софии Новгородского Кремля. После совершения обычных приготовлений по изнесению Святынь они в строгом порядке выносились из главного Собора града. В первую очередь выносили светильники, возженные фонари, сопровождавшие их большие свечи, затем следовали кресты, являвшие древние святыни, обретенные в Византии и других святых местах Востока. Затем ковчеги со Святыми Мощами, и в первую очередь тех Святых, праздник которых почитался в наступающий день. В строгом порядке за ними следовали хоругви, Святые иконы, чтимые и чудотворные, чинно выходили из храма за ними Правящий Новгородский архиерей, духовенство, дьяконы, иподиаконы и миряне Обычно это великое сонмище святынь встречалось всем бодрствующим населением града от мала до велика.
По мере движения Крестного хода все звонницы городских церквей и храмов оглашали город колокольным звоном. Во время следования не было ни одного живого существа безучастного к происходящему. Сердца людей трепетали в благоговении. Редко, когда мы в наше время можем испытать что-либо подобное. У каждого приходского храма служилась Лития, приходской клир со всем приходом вливался в общий поток крестного хода. Крестный ход разливался все далее по мере движения к цели. Огромная воодушевленная в Страхе Божием людская река устремлялась к праздничному храму, откуда навстречу общему потоку выходил свой Крестный ход со своими святынями, начальствующим и прочим духовенством. Сливаясь воедино, шествие устремлялось к праздничному храму, где уже с порога начиналось торжественное пение и вступление духовенства в алтарь. Дальнейшее богослужение продолжалось правящим архиереем, облачаемым в центре храма. Разворачивающееся богослужение совершалось в атмосфере всеобщего воодушевления. Поистине это богослужение совершалось «единым сердцем и едиными усты».
К сожалению, в наши дни это горячее участие в службе стало большой редкостью. Мы все больше привыкаем к тому, чтобы следовать за Господом как бы издали, словно стесняясь тесного общения с Ним. Такого отделения боялись в древности, стремились соединиться с Богом тесными узами, не придаваясь мирским заботам, светским удовольствиям как это стало типичным в наши дни.
Евангелист Матфей (26,58) замечает об апостоле Петре, идущим за Господом в последние часы Его жизни: «Петр следовал за Ним издалека». Только на вид, следуя за Христом, но на деле все дальше от Него отдаляясь, мы близки к полному отречению. Замедлил шаг апостол Петр, и последовало его отпадение. Тот, кто сегодня отдаляется от Христа, тому завтра угрожает полное отречение от Спасителя. Наши святые предки все это прекрасно сознавали.
Мы сейчас с трудом «сдергиваем» себя с дивана, с трудом отрываемся от обыденных дел, чтобы принять участие в каком-либо действе, требующем нашего непременного участия. Это касается всех затруднений, связанных с посещением церкви. Всегда ищутся и находятся какие-то поводы, чтобы не посещать воскресные службы или другие богослужения, легко задерживаемся и опаздываем на службы или выходим из церкви раньше времени, ссылаясь на занятость.
Такая расхлябанность вредит нашему духовному состоянию. Следование за Христом предполагает полную духовную мобилизацию человека. Так мы являем себя настоящими воинами Христа. Достаточно почувствовать себя безучастным, решить для себя, что история Христа происходила в далекие от нас времена, что дело спасения может совершаться без нашего живого участия, и охладевает в нас сердечное влечение, остывают чувства, а вскоре наступает полное равнодушие.
Мы замечаем в наших храмах, что большее число треб совершается в заочной безучастной форме. Передаются записки на молебен и на панихиду, даются деньги на свечи, которые ставятся без нашего участия, появилась даже такая форма, как заочное отпевание, при котором нет ни внесенного в церковь покойника, нет и молящихся за него. В восприятии многих церковь воспринимается выведенной за какие-то запредельные дали, что делает нас похожими на птиц с общипанными, а то и утраченными крыльями.
Крестный ход в древнем Новгороде призван был бороться со всем этим. Мы должны помнить, что все в церкви живо. Церковь многокрасочная, многогранна, многообразна. С нею связано наше ощущение полноты жизни, в ней должна проявляться и вся полнота всех человеческих чувств. Отсюда и наша культура, воспринимающая эти уроки православной церковной жизни, наполняется глубоким содержанием, стремлением к высоте чувств, как об этом прекрасно писал Н.В.Гоголь, назидая юное поколение: «...выходя из мягких юношеских лет, забирайте с собой все человеческие движения...». Без полнозвучного колокольного звона невозможно себе представить феномен нашей симфонической музыки, многие произведения которой навеяны именно им: «Славься...» М.И.Глинки, симфонии Рахманинова, Чайковского, Глазунова, Бородина и многих других русских композиторов.
Для нас остается идеалом следовать за Господом неспешным ровным твердым шагом. В настоящее время у нас есть уникальные возможности проведение масштабных Крестных ходов, которые охватывают всю страну, таким был Юбилейный к 2000-летию Рождества Христова Всероссийский Крестный ход. Крестные ходы совершаются в разных средах: по земле, по воздуху на самолетах со Святынями, по водам с использованием всех плавающих средств. В 1999 году, по инициативе верующих Епархии, совершался Крестный ход по Ильмень озеру. Путь следования парохода «Великий Новгород» уподоблялся кресту: с севера на юг и с востока на запад, при этом совершалось освящение воды и служились панихиды по утопшим и погибшим в водной стихии. Все это является уникальным в истории нашей церкви. Кроме того, дальние Крестные ходы молодежи проводятся с использованием авто-вело средств передвижения. Это может показаться необычным и для нашего взора, но тем не мене позволяет проводить переходы на большие расстояния.
В наши дни Крестный ход обычно совершается после богослужения, навеянный вдохновением богослужения и желанием раскрыть во вне плод нашей веры. Красочный Крестный ход в наши дни привлекает внимание маловерующих, часто подвигая их включаться в это шествие. Известны примеры, когда даже несколько шагов участия в Крестном ходу оказывало благотворное исцеляющее воздействие на страждущих, изменяло их настроение, оздоровляло их психику. Особенно сильное воздействие Крестного хода испытывают люди в монастырях при обилии изнесенных святынь, чинности и благолепии шествования священства, праздничного песнопения и колокольного звона.
Все чаще Крестный ход выходит за стены церкви, за стены монастыря, охватывает все большую территорию района и области. Крестный ход на приходе совершается по близлежащим деревням с посещением домов прихожан, молитвами перед домашними образами и праздничными песнопениями. Такой малый приходской Крестный ход дает возможность священнику лучше познакомиться с жизнью и бытом прихожан, что способствует лучшему устроению их духовного состояния.
Во время такого Крестного хода открываются страждущие и обремененные, болящие, нуждающиеся в напутствии Святых Тайн, и таким образом это сближает жизнь и деятельность священника с жизнью и нуждами прихожан. Главная задача Крестного хода в наши дни способствовать утверждению людей в их свидетельстве веры в Бога, пробуждение и воодушевление сердец в следовании за Христом.

 

 

Используются технологии uCoz