«Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы,
милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Пет. 3, 8)
2016 год. Выступление скульптора Виктора Воробьёва Смотреть...Часть 1 Часть 2 |
Интернет-газета «Колокол России»
Иван Ваганов Памятник Ивану III: изгой в своем Отечестве? Свершится ли увековечивание в бронзе великого собирателя земель русских? Ревнитель веры православной Уже более 10 лет Виктор Воробьев бьется за установку монументальной композиции Ивану III. Примечательно, что о важнейшей роли в истории этого правителя высказывался в том числе министр культуры РФ Владимир Мединский. «Россия Владимира, Олега и Ярослава умерла под ударами татар. Россия нынешняя образована Иваном III», — так пишет историк Николай Карамзин, которого любит читать президент России Владимир Путин, по его же собственным словам. Почему же личность Ивана Третьего действительно так важна для России? Обойдем государствообразующие моменты, которые уже были перечислены в недавней статье в нашей газете и остановимся на духовных скрепах. Напомним, что супругу Ивана — византийскую принцессу Софью Палеолог – в католичестве звали Зоей, и она была униаткой. После Ферраро-Флорентийской унии 1439 года Константинопольская патриархия фактически попала в подчинение к Папе Римскому. Иван III настоял на том, чтобы Зою перекрестили в Софью по православному чину, он покровительствовал митрополиту Московскому и всея Руси Филиппу Первому в защите православия, пригласил итальянских зодчих для строительства в Москве кафедрального Успенского собора. До введения патриаршества на Руси митрополия в нашей Отчизне оказалась расколота, а помимо митрополита Московского попавший под унию Константинопольский Патриарх, согласовав с Папой, а также польскими и литовскими правителями, назначал на западнорусские земли митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. Фактически Русская церковь оказалась расколота на Восточнорусскую и Литовскую, и Иван Третий был готов до последнего стоять на защите православия. Между прочим, нынешним экуменистам и филокатоликам в РПЦ будет полезно знать, что до учреждения на Руси патриаршества в 1589 году восточно-русские епископы, отмежевываясь от греко-католиков, руководствовались 15-м правилом Двукратного Собора, а именно: «…отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным». Митрополит Московский и всея Руси Филипп Первый не получил благословения Константинопольского патриарха, после чего Иван III сказал: «этот патриарх мне чужой, я от него отрекаюсь». Таким образом, если бы Иван III не выступил в защиту московской митрополии, был бы на Руси униатский митрополит. Для Русского мира это означало бы окончательное (и, скорее всего, бесповоротное) попадание в орбиту Ватикана, т.е. Западной Европы. «Почему он у меня с посохом, как Моисей, и там же двуглавый орел с крестиком вверху? Крестик есть и у основания композиции — это как альфа и омега, духовная составляющая. Ведь Иван III всю жизнь боролся за защиту веры. Вообще, чтобы «поймать» этот силуэт князя в шубе на коне, надо было постараться. А посох — это объединение Иваном III разных княжеств и разных государств в один народ, после него своры между отдельными княжествами были уже редкостью», — рассказывает скульптор Виктор Воробьев. «Неоднозначная личность» Ранее эта комиссия отказывала и митрополиту Волоколамскому Илариону в его просьбе поставить памятник князю Владимиру. Но вот в 2014 году произошло возвращение Крыма, взрыв патриотизма на почве Русской весны. И к идее памятника князю Владимира вернулись. Теперь выходит, что они сказали «А», но не сказали «Б», — продолжает автор. По словам Воробьева, он осознал, что невозможно объяснить эпоху Ивана III одной скульптурой, потому на свет появилась целая архитектурная группа, по масштабам не уступающая, если не превосходящая, памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Скульптурная композиция Воробьева называется «Отечество»: в ней каждый отдельный элемент состоит в синтезе и все играет на выполнение одной задачи — показать эпоху правления Ивана III с точки зрения хронологии и масштабности его деяний. В архитектурной группе отчетливо просматриваются духовные и законодательные (первый русский Судебник) основы, на которых строилась и стоит наша земля. В ней также отражены основные вехи правления Ивана Великого, памятник является своеобразным многофигурным путеводителем по истории российской государственности. Если вы хорошо знаете историю России, религии, культуры и так далее, то дополнительных разъяснений не потребуется. Если же у вас имеются в ней пробелы, придется в чем-то знания обновить, а монумент будет в этом хорошим подспорьем. «Думаю, что никто в мире не делал подобных композиций по обилию смыслов — тут и сквозное действие, и исторический круг, и отдельные персонажи — это как головоломка, не буду раскрывать все детали», — отмечает Виктор Воробьев. Обозреватель «Колокола России» пообщался со скульптором в его мастерской и мог лично наблюдать монументальную композицию, посвященную российской истории периода царствования Ивана III. Естественно, скульптор лелеет надежду представить свой памятник в Москве, ни о какой Калуге он даже и не помышляет. Правда, события пока развиваются не самым благоприятным образом. «От имени руководства Росвоенцентра проект памятника с сопроводительным письмом был отправлен на имя мэра Москвы Сергея Собянина, но положительного ответа не последовало. Позже я узнал об официальной реакции на свой памятник, которая была примерно такой: «Иван не один Россию создавал!» Ну понятно, что не один, но есть же точки невозврата. Благодаря ему мы и от ига окончательно освободились, с тех пор мы уже пять с лишним веков независимы, имеем свой особый путь — все то, о чем ныне балаболит любой ведущий на политическом ток-шоу, — это все Иван III. Из департамента культуры Москвы мне пришло письмо, смысл которого сводится к следующему — вы найдите деньги, а мы уж сами решим, что и где на эти деньги построить. После этого все мои спонсоры исчезли, а сейчас — в кризисное время — вообще никого не найдешь. Калужане — молодцы, я им кланяюсь низко в ноги, но надо учитывать масштабы личности Ивана III! Он построил Кремль, Соборную площадь, Успенский Собор, где короновались все российские государи! В конце концов, он был автором самого определения «Отечество»!» — резюмирует Виктор Воробьев. Переписать историю Не зря на Украине после триумфа майдана (и во время оного) первым делом сносили памятники советской эпохе, монументы, осуждающие фашистские репрессии и действия ОУН. Мечтают бандеровцы добраться и до памятника Екатерины II в Одессе… Как видим, память отдельно взятого человека коротка, но память многих поколений может стать крепкой именно благодаря увековечиванию истории в бронзе. Ну хорошо, пусть Иван III в итоге окажется не на Лубянке. Возьмем тот же парк «Зарядье» на месте снесенной гостиницы «Россия» — сейчас там нет никакой изюминки. Там как бы воссозданы три климатических зоны, символизирующие Россию, но если в парке, допустим, установить монумент «Отечество» Воробьева — он сразу получит идейный смысл. Если в мэрии это, конечно, окажется кому-нибудь нужным. Скульптор Виктор Воробьев о своем памятнике Ивану III |
Икона «Отечество» Главным упущением нашей "массовой истории" стало забвение огромной роли Ивана III Великого – создателя Московской Руси, объединителя русских земель и первого русского монарха. Между прочим, такие не похожие друг на друга мыслители, как Николай Карамзин и Карл Маркс, ставили Ивана III гораздо выше Петра I и Ивана Грозного. Не удивительно ли, что до сих пор в столице нашей страны не было ни одного памятника основателю государства Российского? Первый, у кого на новгородском памятнике "1000-летию России" появляется в руках держава – символ самодержца – это Иван Великий. Отсюда и титул как у византийского императора – Автократор (буквальный перевод). Прозвища – Великий, Святой, Державный и Грозный. Он стал первым самодержцем, а самодержавие в то время означало независимость, а вовсе не угнетение. Он провозгласил себя "Государем всея Руси", против чего не возражали и император Священной Римской империи, и датский король, и итальянцы... Все знают концепцию инока Филофея под названием "Москва – Третий Рим", принятую спустя десятилетие после смерти Ивана. Но не всем известно, что первоначально, лет за двадцать до Филофея, она звучала так: "Москва – новый Константинополь, а Иван подобен царю Константину". Таким образом подчеркивалось преемство Москвы как столицы православного мира. Скульптор Виктор Воробьев о людях эпохи Ивана III |
ПОВЕСТЬ О СТОЯНИИ НА УГРЕ ПОЯС ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ |
|
|
|
Хроника жизни прихода Покровской церквиМосква. Кремль. 3 октября 2016 года, в день памяти святых мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами митрополит Истринский Арсений совершил Божественную литургию и чин молебного пения в Архангельском соборе Московского Кремля. На Литургии была и группа прихожан Покровского храма с. Борисово Старорусского р-на Новгородской обл. вместе с настоятелем этого храма священником Николаем Епишевым. После Литургии они поклонились и принесли молитвенную дань уважения Великому Князю Московскому и Государю всея Руси Ивану Васильевичу III, гробница которого находится в Архангельском соборе. В храме-усыпальнице, где находятся гробницы наших предков, о. Николай вместе с прибывшей депутацией молились о благоустроении Новгородской земли, об успешности развития всех ее добрых начинаний, о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. Молились пред гробницей Великого князя Московского Ивана III как ходотая о всех наших нуждах. На территории Московского Кремля представители прихода Покровской церкви в Борисово и московские гости продолжили общение и обмен мнениями о роли исторических деятелей в основании Единого централизованного православного нашего государства, его становлении и развитии. Затем о. Николай и наши прихожане посетили Музей-заповедник «Коломенское». С большим интересом осмотрели резиденцию русских царей - церкви и храмы, архитектурные исторические ансамбли. Любовались красотой садов и парка, где деревья окрашены в жёлтые и красные цвета, под ногами шуршит опавшая разноцветная листва. |
Выступление священника Николая Епишева Смотреть... |
11 декабря 536 лет назад Почти 250 лет русские княжества находились в зависимости от Золотой Орды и практически все время выплачивали ей дань. Одно из главных победных сражений средневековой Руси битва на Куликовском поле, явила силу русского войска, но окончательно монголо-татарское иго удалось сбросить лишь при Иване III. В 1470-е годы он прекратил выплачивать дань ордынскому хану Ахмату. Ахмат возглавлял самый крупный осколок империи Чингисхана – Большую Орду, он прикладывал всю энергию для консолидации распавшихся татарских ханств, стремясь утвердить над ними свое верховенство. Ахмат заключил союзы с Литвой и Польшей, наладил дружественные отношения с Османской империей. Отказ московского князя платить дань Ахматом был воспринят как попытка Руси выйти из орбиты ордынского влияния. Для восстановления вассальной зависимости ордынский хан собрал большое войско и, заручившись поддержкой польского короля Казимира IV, пошел на Москву. Время для похода Ахмат выбрал подходящее, на севере на Русь нажимал Ливонский орден, на западе угрожал Казимир IV, внутри самой Руси возникли неурядицы и распри. Ивану III заключил союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, его войско, напав на южные земли Великого княжества Литовского, отвлекло Казимира IV от помощи Ахмату. Предупрежденное Русское войско развернуло свои позиции на пути ордынского хана. Основная группировка дислоцировалась в районе Калуги, у устья Угры. В местах возможной переправы возводились укрепления, в которых располагались пехотинцы, лучники и артиллеристы. Участки между заставами регулярно объезжал конный патруль. Подошедшие ордынские войска несколько раз пытались форсировать Угру, но все атаки пресекались огнем с противоположного берега. Ахмат был вынужден отступить и встать у села Лузы. Началось знаменитое стояние. Хан требовал в свою ставку Великого князя и выплаты дани, но его требования, естественно, выполнены не были. Великого князя поддерживал Вассиан, архиепископ Ростовский, он направил Ивану III пламенное и убедительное послание, в котором призывал мужественно стоять против врага. Но враг скоро отступил, отсутствие провианта и фуража, начавшиеся болезни, вынудили ханское войско свернуть лагерь и вернуться в Орду. Для русских такой исход бескровного противостояния означал победу, для татар – поражение. Русские, в стан которых была привезена Владимирская икона Божией Матери, считали такой удачный исход результатом божественного вмешательства. Ранее, в 1395 году Богородица отвернула от Москвы Тамерлана. В память о стоянии на Угре Русская Церковь установила праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери. Победа на Угре означала восстановление национального суверенитета Русской земли. |
|
|
Фрагмент передачи «Вести» в 20-00. Последние новости от 30.11.16 |