«Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы,
милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Пет. 3, 8)
Божественная Литургия в Неделю о слепом
5 июня 2016 года
5 июня 2016 года — Неделя о слепом. Неделя 6-я после светлого Христова Воскресения именуется Неделей о слепом, являясь заключительной неделей в Пасхальном периоде перед праздником Вознесения Господня, поднимает еще одну важную богословскую и просто жизненную тему, отраженную в евангельском чтении за Божественной литургией, в котором говорится о том, как Господь Иисус Христос вернул зрение слепому от рождения человеку. В Евангелии звучит непростой вопрос, которым большинство верующих людей так или иначе задаются в своей жизни. Тогда и ученики, глядя на бедного, слепого человека, спросили своего Учителя: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» На что услышали поразительный по своему смыслу и глубине тайны ответ: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Омывшись в водах Силоама, слепорожденный прозрел. Это чудо произвело сильное впечатление на соседей и знавших его, так что некоторые даже сомневались, тот ли это слепец, которого они постоянно видели просящим милостыню. Но прозревший подтвердил, что это он, и рассказал, как свершилось чудо. Выслушавшие рассказ бывшего слепца повели его к фарисеям, дабы расследовать все это столь необычайное дело и узнать их мнение, как смотреть на это, ибо чудо было совершено в субботу, когда, по толкованию фарисейского закона о субботнем покое, не следовало даже врачевать болящих. Исцеленный рассказал и фарисеям, что знал сам о своем исцелении. Не найдя поддержки в самом слепом, злобные иудеи вызвали родителей его, чтобы их допросить. Боясь отлучения от синагоги, родители дали уклончивый ответ: они подтвердили, что это их сын, родившийся слепым, но почему он теперь видит — отозвались незнанием, предложив спросить об этом его самого, как уже взрослого и могущего отвечать сам за себя. Вызвав исцеленного вторично, иудеи стараются ему теперь внушить, что Человек, исцеливший его – грешник. На это исцеленный дает исполненный правды и глубокой иронии над фарисеями ответ: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». После настойчивого допроса фарисеи, пораженные такой неумолимой и искренней логикой простого человека, были не в силах продолжать спор и, укорив его в том, что он «во грехах весь родился», выгнали его вон. Узнав об этом, Господь, желавший просветить и душевные его очи, нашел его и, открывшись ему, как его Исцелитель, привел его к вере в Себя, как Сына Божия. Заканчивается евангельское чтение вечным призывом для прозревающих или еще слепых душ людей, словами, открывающими новый этап в жизни просвещенного, зрячего человека. В ответ на вопрос Господа Иисуса Христа о том, верует ли исцеленный в Него – Сына Божьего, звучит: «Верую, Господи! И поклонился Ему». История слепорожденного, рассказанная в Евангелии, дает нам сразу несколько уроков: нельзя, видя страдания и болезнь человека, говорить, что они даны ему за грехи, тем самым осуждая его, нельзя слепо следовать букве закона, повторяя грех фарисеев, которые осудили Бога за «нарушение» субботы, а также эта история учит нас тому, как безбоязненно стоит исповедовать свою веру и свои взгляды, отстаивать свое мнение перед лицом враждебно настроенных людей. Именно так — прямо и безбоязненно, исповедовал свою веру в правоту Сына Божия исцеленный слепой перед собранием озлобленных фарисеев. 5 июня 2016 года священник Николай Епишев совершил Божественную Литургию в церкви во имя Покрова Божией Матери в селе Борисово. По окончании Литургии о. Николай обратился к собравшимся со словом назидания. «Самая страшная слепота - это слепота нашей души. Но после встречи с Богом мы можем получить зрение от Него, может прозреть наша душа» - сказал о. Николай. |
Слушать проповедь