ВАСИЛЬЕВ Юрий, Журнал ОГОНЁК №23, 2006 г.

Алло, мы ищем корни!

Проект В.Н. Воробьева


      12 июня мы празднуем День России. Такой праздник (или примерно такой, то есть посвященный основанию государства) есть в каждой державе мира, но только в нашей, великой и своеобразной, в торжествах никак не задействован главный герой — первый государь всея Руси. Парадокс, но в стране нет ни одного памятника действительному создателю Российского государства — Ивану III. Впрочем, это не только странно, но и одновременно символично — в Отечестве у нас отчего-то тираны и «жесткие руки» всегда ценились больше, чем цивилизованные реформаторы.

     «Огонек» решил исправить эту несправедливость. И по случаю Дня России все же воздать должное основателю российской государственности. Нам удалось разыскать человека, на свои средства работающего над памятником ему…

     Царь Московский и всея Руси Иван III восседает на постаменте, укрытом валенком, в позе всадника. Конь его пасется по соседству на рабочем столе — дожидается, пока обсохнет очередной участок гипса.

     — Все в макете, в разборе. Даже хвост лошади еще приделывать надо, — объясняет Виктор Воробьев — автор и Ивана, и коня, и прочих элементов памятника Ивану III, Московскому царю, которого Виктор считает несправедливо обойденным по части монументального искусства.

НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЙ ПАТРИОТИЗМ

     «Скульпторы невозможны без опеки власти», — говорил Эрнст Неизвестный в одном из интервью.

     — Я не задумывался о заказах и тем более на этот памятник его не получал. Просто захотел сделать первый монумент основателю Российского государства, — идет своим путем Воробьев.

     Идея памятника у него возникла в прошлом году, когда отмечали 500 лет со дня смерти Ивана III. В одной из телепередач выяснилось, что памятников этому царю в России нет — ну кроме знаменитого «Тысячелетия Руси» Микешина в Новгороде, где Иван обозначен одной из многих десятков фигур.

     Ну нет и нет — царем больше, царем меньше, кому от этого плохо?

     Оказалось, что Виктору. Не потому, что монархист, ни в коем разе: он себя предпочитает называть «несанкционированным патриотом».

     — Кого нам вдалбливают? Иван Грозный, Петр I, Екатерина II немножко, — перечисляет Воробьев. — Вот вам весь официальный патриотизм: как со Сталина их прославление началось, так до сих пор и идет. Как будто это они маленькое княжество от предшественников получили и целую страну вплоть до Сибири построили… Юбилеи прошли — и забыли. И Ивана III, и тех, кто с ним государство делал…

     Фигур под всадником, вокруг постамента, много: «Все реальные, кроме рынд-охранников с алебардами». Вот приезд Софьи Палеолог, византийской принцессы и второй жены Ивана III. С ее помощью наладились отношения с западным миром, и герб у страны — двуглавый орел — появился. Около Софьи — первый западный дипломат в России, посол Священной Римской империи.

     — А рядом с послом — первый полицейский с ключами, чтобы ворота закрывать, — объясняет Воробьев. — Почему при после? К каждому из них плотная охрана приставлялась, как при аресте... Иван III построил не только нынешний Московский Кремль, но и нижегородский, и новгородский, и в Иван-городе. Потому, пожалуйста, Фьораванти с макетом Успенского собора в руках, Солари — со Спасской башней… Но Фьораванти — видите? — рядом с пушкой у меня стоит: он не только архитектор, но и инженер очень хороший. Пушки пригодились Ивану при покорении Новгорода и Твери. Артиллерия и огнестрельное оружие на Руси появились тоже при Иване III, армия почти полностью перевооружилась…

     Воробьев сыплет цитатами из Карамзина и Иловайского, не отходя от своего проекта. Вот почтальон — первая почта при Иване III появилась, вот рудокоп со слитком серебра — первые промышленные разработки на Печоре тоже при нем начались, из своего драгметалла монету стали чеканить.

     — … А вот Афанасий Никитин, который ушел за три моря из раздробленной, удельной Руси, а вернулся в объединенное цивилизованное государство. Позже Иван перестал сам участвовать в походах — посылал воевод, которые получали роспись из Разрядного приказа — считайте, план из генштаба: куда идти, за сколько туда дойти, какие подкрепления будут. Генштаб тоже Иван III придумал, да...

ПАРТИЗАН-МОНУМЕНТАЛИСТ

     Видно, что Воробьев непрофессионал: кто еще будет год просто так работать, за идею? То есть образований высших у Виктора даже два — строительное и дизайнерское, а вот диплома скульптора нет.

     — Ни до какого конкурса по правилам в случае чего меня, в принципе, не допустят, — оценивает он ситуацию. — С другой стороны, того же Микешина не допустили к конкурсу на памятник Екатерине II по той же причине: отсутствие профильного диплома; но общественность вмешалась, и все сложилось у него.

     Пока свой проект Виктор показал лишь в Московской патриархии, специальной комиссии по искусству. Посмотрели, вроде одобрили, но сказали: «Не наш профиль» — не канонизированный ведь царь и даже не блаженный. Больше скульптор никуда не ходил: «Тут или ходить, или работать; первое не умею».

     При том, что по поводу памятника мыслит он по-государственному: «В Бирюлеве основателям государства монументы не ставят. Значит, надо в историческом центре столицы место искать...»

     Место в центре Воробьев уже присмотрел. Даже два. Первое — пятачок между знаменитым домом Пашкова, первым зданием бывшей Ленинской библиотеки, и въездом в Кремль. «Но мне сказали, что там, после того как лейтенант Ильин стрелял в Брежнева, служба охраны запрещает строить что-либо. И потом, там народу мало», — говорит Виктор.

     Остается второе место — не менее важное для службы охраны, но куда более дружелюбное к памятникам. Лубянская площадь называется. У Воробьева весь макет заточен как раз под пятачок им. Дзержинского. Да и не только макет.

     — Поскольку это Лубянка, есть у меня персонаж, приятный для жителей ее главного здания. Вот он, пожалуйста, дьяк Федор Курицын, один из составителей Судебника и, по сути, первый министр иностранных дел. Но, поскольку дипломаты в то время были еще и шпионами, Курицын придумал, пожалуй, первую русскую шифровку — Лаодокийское послание…

     Естественно, Виктор работает за свои. Продал машину, чтобы оплатить помощников, которые масштабную гипсовую модель делают — ту самую, Иван плюс конь его. Просто для примера, чтобы показать товар лицом — может, кто заинтересуется и пробивать начнет.

     — Если никаких предложений не будет — вернусь, видимо, к основной специальности: кушать надо. Заказы почти весь этот год не брал…

     На самом деле понятно, почему нет у нас такого памятника. Только при Иване III и первая скульптура на Руси появилась — Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский, оба на Спасской башне. Романовы памятников Рюриковичам не ставили, только своим. После революции известно, кому ставили. Так что объективные причины есть.

     — Непонятно мне одно, — недоумевает Воробьев. — Новому государству Российскому, слава богу, 15 лет, а памятника основателю нашей государственности нет. Вот Феликс на Лубянской площади стоял — что он создал в России нового? Разведка — нет, контрразведка — нет, служба охраны первых лиц — тоже не он: все при Иване создавалось. Так почему историческую справедливость не восстановить?

     * * *

     В общем, если к власти можно и приложить определение «приличный», то довольно приличный был монарх Иван III. И главное — объединительный какой-то. Державникам-монархистам — понятно, первый царь всея Руси; просто государственникам — борец с региональным сепаратизмом и автор первой властной вертикали; либералам — правитель, без злобы смотревший на Запад и модернизировавший Россию, проводник судебной, административной и еще много каких реформ.

     — Я не знаю, мне ли в конце концов поручат или более достойного скульптора найдут на это дело, — похоже, не лукавит Виктор Воробьев. — Но что сделать это надо — уверен. Пока делаю. А там, если вдруг срастется, может, мне, как тому же Микешину, Академию художеств в помощь дадут. Для «Тысячелетия», да — там, где пока единственный Иван III на всю Россию…

ИВАН ВСЕЯ РУСИ
Заслуги Ивана III перед страной огромны — без него единой России просто не случилось бы

ОСТОРОЖНОСТЬ

     Едва Ивану исполнилось шесть лет, как он вместе с отцом князем Василием II был захвачен в плен князем Дмитрием Шемякой. Великий князь был ослеплен, а самого Ивана с братом Юрием едва не утопили. Князю Василию чудом удалось спастись и вернуть себе власть, и с тех пор Иван III неотлучно сопровождал отца — был поводырем, читал ему государственные бумаги, вел переписку.

     «Такое воспитание позволило Ивану стать искусным и тонким политиком, — считает историк Александр Зимин. — Собирая воедино русские земли, разодранные на куски бесконечной войной, Иван III постарался изменить саму политическую парадигму: вместо жесткого истребления противников он всегда предпочитал договариваться полюбовно. Например, однажды он почти полтора месяца простоял под Новгородом Великим, ведя с новгородцами утомительные переговоры. Именно постепенность и последовательность действий Ивана III и стали залогом успешности его реформ».

ПРАГМАТИК

     Иван III рано овдовел, и по инициативе папы римского Сикста IV русскому государю решили сосватать Софью (Зою) Палеолог, племянницу последнего императора Византии.

     «Иван III оправдывал любые средства для достижения цели, — пишет историк Руслан Скрынников. — Папа от этого брака не получил ничего, а вот князь Московии стал не только наследником византийских императоров, но и использовал свой брачный союз для вывода страны из изоляции».

ЗАПАДНИК

     20 мая 1474 года рухнул недостроенный Успенский собор, который строился как символ нового государства. Причина катастрофы была очевидной: технические просчеты. И тогда московский государь пригласил итальянцев. «Но сближение с Западом не ограничивалось заимствованием технологий, — пишет историк Юрий Лотман. — Иван III ввел в России договорные отношения — основу западноевропейского сознания. Система договорных обязательств еще со времен римского права связывала европейских сюзеренов, вассалов и свободных горожан, а вот на Руси никто никаких договоров никогда не исполнял, поскольку здесь была другая традиция: есть господин, а все прочие просто принадлежат ему, целиком и полностью».

ИВАН-ЗАВОЕВАТЕЛЬ
В результате усилий Ивана III Московское удельное княжество к началу XVI века превратилось в самостоятельное Русское государство

     1440 рождение Ивана III.

     1462 смерть Василия Темного, Иван III становится великим московским князем.

     1463 присоединение к Москве Ярославского княжества.

     1469 Казань после двух лет войны признает свою вассальную зависимость от Москвы.

     1472 второй брак Ивана III — с племянницей византийского императора Софьей (Зоей) Палеолог.

     1478 присоединение земель Великого Новгорода. Вечевой колокол Новгорода был снят и отправлен в Москву.

     1480 стояние на Угре. Русь освобождается от ига Золотой Орды, за что Иван III получил в народе прозвище Святой.

     1485 присоединение Тверского княжества.

     1497 издается общерусский Судебник, с помощью которого стало проводиться судопроизводство.

     1503 победа над Литвой, к Москве присоединены Чернигов, Новгород-Северский, Путивль и еще 16 городов.

     1503 разгром Ливонского ордена. Рыцари согласились платить дань Москве за город Юрьев (Тарту).

     1505 смерть Ивана III от паралича: «.. Отняло у него руку и ногу и глаз». Похоронен в Москве в церкви Михаила Архангела. Власть переходит к его сыну от Софьи Палеолог Василию III.

Как установить памятник

     Как выяснилось, «Огонек» далеко не первым обратил свое внимание на отсутствие памятника Ивану III. Так, в 2002 году группа граждан уже обращалась в мэрию Москвы по этому поводу, но тогда власти сочли его возведение «нецелесообразным».

     В соответствии с законом «О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения» любой гражданин может стать инициатором установки любого памятника. Но на деле это очень трудно.

     Сначала проект памятника поступает в комиссию по монументальному искусству при Мосгордуме, где его могут рассматривать в течение года.

     — Ну, мы посмотрим, соответствует ли ваш проект памятника морально-эстетическим нормам и не нарушает ли он сложившийся облик района, — объяснили корреспонденту «Огонька» в Мосгордуме. — Если комиссия примет ваш эскиз, то мы рекомендуем его для рассмотрения, а уж там как повезет.

     Следующий этап — включение в «Перечень предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства». Этот перечень выносится на рассмотрение депутатов и глав районных управ. Потом согласование в мэрии Москвы.

     Получив перечень, мэрия Москвы обязана провести конкурс на проект памятника. Все эскизы и макеты скульптура должны в течение двух недель демонстрироваться на специальной выставке, после которой жюри конкурса и определит имя скульптора, достойного воплотить вашу задумку в жизнь. И наконец, проект памятника должен завизировать сам мэр Москвы при наличии положительного заключения искусствоведческой экспертизы.

     — Понятно, что пройти через все эти процедуры вам будет нереально, — посочувствовали в комиссии. - Но вы можете и обойти закон, если поставите свой памятник где-нибудь на частной территории, огороженной забором. Для этого вообще никаких разрешений не требуется.