Его называют собирателем русских земель за то, что увеличил территорию Московского княжества втрое и окончательно освободил земли от монголо-татарского ига. Напомнить публике о роли Ивана III в истории страны Музеи Кремля решили с помощью выставки уникальных экспонатов, связанных с фигурой политика.
Всего в Одностолпной палате Патриаршего дворца представлено более 70 экспонатов, в том числе золотая монета с изображением Ивана III, портреты великокняжеской семьи, иконы и уникальные архивные документы. Один из экспонатов — Корсунский крест. Корсунский крест привезла в своем приданом Софья Палеолог. Брак с красавицей Софьей был продиктован государственными интересами. Она — последняя из рода византийских императоров, выросла в Риме, при дворе Папы Римского. В 1469 году, после смерти первой супруги Ивана III, княжны Тверской Марии Борисовны, Папа Римский предложил русскому князю взять в жены Софью. Переговоры длились три года. Папа Павел II надеялся усилить влияние католической церкви на Руси, а русский князь — женившись на византийской принцессе, тем самым унаследовать силу и статус павшей империи. Его план удался, не случайно Москву стали называть третьим Римом.
— Это было время, когда Константинополь пал, и христианский мир лишился мировой столицы, — рассказывает куратор выставки Татьяна Самойлова. — В новых условиях произошла переоценка ценностей, мир искал серьезную и духовную силу. И такой силой становится Московское государство, которое формулирует свое правопреемство византийских императоров. Логическим продолжением этой доктрины становится женитьба на Софье. Ивана III начинают сравнивать с Константином. Появляются изображения святого Владимира в короне. А Владимирская икона Богоматери становится одним из главных образов на Руси. Определяется государственный образ страны.
Мария Москвичева
|