СВЯТЫЕ ПУСТЫНИ ЗЕМЛИ КАЛУЖСКОЙ.
(Фотоочерк священника Николая Епишева)
(13-15 июня 2016 г.)




С 13 по 15 июня 2016 г. священник Николай Епишев и группа прихожан церкви во имя Покрова Божией Матери с. Борисово участвовали в паломнической поездке СВЯТЫЕ ПУСТЫНИ ЗЕМЛИ КАЛУЖСКОЙ.

1. Свято-Введенский мужской монастырь - Оптина пустынь

Свято-Введенская Оптина пустынь - один из древнейших монастырей России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска.
В монастыре все связано с именем Божиим, Его Пречистой Матери и святых.
В настоящее время в Оптиной пустыни восемь действующих храмов. В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и Старцев Оптинских.
13 июня наш автобус остановился недалеко от монастыря, и мы вошли через Святые ворота в обитель.




Вот такая панорама открывается перед нами при входе в арку Святых ворот.



Колокольня была построена в 1802-1805 гг. В период Великой отечественной войны колокольня была взорвана немецкими оккупантами и восстановлена лишь в конце 1990-х годов. Самый тяжелый её колокол (весом около семи тонн) отлит в Донецке, на Украине. Самый старый, 193-пудовый, был отлит в 1730 году Иваном Моториным.


Архитектурным и композиционным центром Оптиной пустыни является собор в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор). Это главный храм пустыни. Его название определило и современное полное название монастыря - Свято-Введенская Оптина пустынь. В соборе находятся св. мощи оптинских старцев Амвросия и Нектария, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.



Часовня Воскресения Христова построена в 2008 году на месте захоронения убиенных монахов. Иеромонах Василий, иноки Трофим и Ферапонт пострадали от руки сатаниста в день Пасхи 1993 года. Часовня расположена в юго-восточной части монастыря, на монастырском кладбище. Часовня действующая. Ежедневно в монастыре братьев поминают на Божественной Литургии.
Мы почтили память оптинских новомученников. Священники о. Николай и о. Георгий отслужили литию над могилами трех убиенных монахов.




Мы долго ходили по территории монастыря. Фотографировали храмы и часовни.
Невдалеке от Святых ворот, напротив Казанского храма, воздвигнута новая небольшая красивая церковь Преображения Господня. В ней ежедневно совершаются молебны святым с водосвятием.


Церковь Казанской иконы Божией Матери. Здесь находятся св. мощи старцев Моисея, Антония и Исаакия.


Иоанно-Предтеченский скит. Основание этого скита в 1821 году и деяния его иноков способствовали расцвету и будущей славе Оптиной пустыни.



По обе стороны от арки ворот, ведущих в Иоанно-Предтеченский скит, домики, в которых ранее жили старцы. В том, что находится справа от арки (с лесенкой, ведущей в дом) в разное время обитали Амвросий, Иосиф и Нектарий. В домике, что слева от входа, жили настоятели скита, в том числе Макарий и Варсонофий. На снимке - Амвросиев колодец в его теперь уже осовремененном виде.




Большой интерес и почитание у экскурсантов и паломников вызывает монастырский некрополь.











Мы немного отдохнули в ожидании автобуса, чтобы продолжить нашу паломническую поездку.



Нас провожали купола Введенского собора.

2. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в селе Шамордино

В двух километрах от большой Калужской дороги, близ деревни Шамордино, на крутой горе, поросшей лесом и спускающейся к извилистой речке Серене, расположен Казанский Свято-Амвросиевский ставропигиальный женский монастырь.
Это последняя и любимая женская обитель преподобного Амвросия, старца Оптинского, устроенная его молитвами и трудами в 1884 году и первоначально называвшаяся Шамординская Казанская Горская женская община.
Обитель посвящена Казанской иконе Божией Матери, чудотворный образ которой находился в ней. Эта икона была привезена в монастырь духовной дочерью Старца монахиней Амвросией (Ключаревой). Батюшка Амвросий не раз возносил пред ней свои молитвы и говорил шамординским сестрам: «Храните эту икону: она - чудотворная!».
В настоящее время местонахождение этого чудотворного образа неизвестно, но Заступница Усердная и в подобиях Своих икон возжигает новые светильники благодати. Как и раньше, сёстры обители обращаются с молитвой к Божией Матери, уповая на Её милость и всесильную помощь.
Примерно в 11 часов 14 июня наш автобус остановился недалеко от ворот монастыря.


Уже на подъезде к обители открывается неописуемой красоты Казанский храм монастыря.


Вблизи же он поражает не только своей красотой, но и размерами.


Столь же величественен и красив Казанский храм внутри.





Наши паломники оказали посильную помощь сестрам храма.


Мы совершили прогулку по монастырю, ознакомились с его храмами и святынями.
Сфотографировали здание богадельни с храмом в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Этот храм был первым восстановленным храмом обители в 1990 г.


У подножия живописного холма, на котором расположен монастырь, протекает река Серена, питающаяся водами многочисленных родниковых ключей. До закрытия монастыря эти источники были благоустроены и освящены, но в годы запустения они засорились, – и место заболотилось. С началом новой монашеской жизни в обители несколько источников уже очистили и освятили.
Вот еще несколько фотографий монастырских строений и территории обители.







Погуляв еще немного по монастырю и подивившись его красоте и ухоженности, что, впрочем, характерно для всех женских обителей, мы продолжили свой путь.
Подводя итог посещению обители, хочется сказать.
Казанская Свято-Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь продолжает жить под благодатным покровом преподобного старца Амвросия и первой настоятельницы обители схимонахини Софии, храня их заветы и вознося к ним свои молитвы. После долгого разорения и запустения, в марте 1990 года в обители возобновилась монашеская жизнь. Совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преп. Амвросия Оптинского.

3. Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково

Монастырь в Клыково действует с недавних пор, но история обители связана с событиями, имевшими место много раньше.
Там, где сегодня село Клыково, по высокому берегу реки Серены в древности проходил путь, по которому ходили хазары, татары и князья. Здесь находилось и языческое городище, где проповедовал преподобный Кукша - выдающийся русский просветитель домон­гольской поры.
Существует легенда, как Образ Спасителя остановил эпидемию в селе Клыково.
В 20-х годах 19-го века в Козельском уезде свирепствовала холера. В село Клыково во время эпидемии был принесен старинный Образ Спаса Неруко­творного. С крестным ходом Образ Спасителя был обнесен вокруг села, и холера, дотоле поглотившая немало жертв, постепенно стала ослабевать, а вскоре и совсем прекратилась. В благодарность Спасителю Богу тогдашний владелец села Клыково гвардии поручик Александр Федорович Полторацкий на месте деревянной ветхой церкви построил новый каменный храм. В 1829 году строительство завершилось, и по желанию Полторацкого храм был освящен в честь Господа Иисуса Христа, Нерукотворного Его Образа.
Монастырь Спаса Нерукотворного пустынь стал заключительным пунктом нашей паломнической поездки 14 июня.
На центральных воротах, ведущих в монастырь, мы видим Икону с Образом Спаса Нерукотворного. А сразу за воротами возвышается красивая четырехярусная Колокольня.


Слева за Колокольней мы видим храм Спаса Нерукотворного Образа.


Мы сфотографитровали храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Слева от храма - ротонда. Справа видно крыльцо Братского корпуса.


Особая зслуга в восстановлении из разрухи монастыря принадлежит Матушке Сепфоре - схимонахине. В Спасовой пустыни она прожила всего около полутора лет, но ее наставления и поучения преобразили жизнь тех, кому посчастливилось с ней пообщаться! В миру Матушка Сепфора - Дарья Николаевна Шнякина (1896-1997 гг.), с детства мечтала стать монахиней. В те времена иметь монаха или монахиню в роду считалось очень почетно: все верили, что такой родственник вымолит благодать на весь род. Но Дарью против ее воли выдали замуж, она родила двух дочерей. Приняла постриг в монахини уже в зрелом возрасте, но все, что она делала на протяжении всей своей жизни - делала с молитвой и любовью к Богу.
В монастыре рассказывают о множестве чудес и предсказаниях, которые творились не только при ее жизни, но и продолжают происходить по сей день.



Мы помолились на могиле схимонахини Сепфоры и вышли из монастыря.
В 2 км от монастыря находится красиво благоустроенный Святой источник у реки Серена. Спуск к почитаемому роднику в деревне Ольховка расположен прямо у автодороги Козельск-Кузьминки-Клыково, не доезжая развилки и поворота к монастырю. У колодца со вкусной хрустально чистой водой устроена деревянная купальня, к которой в любое время года приезжают множество паломников и купаются в её целительных водах.
Мы спустились по лестнице к Святому источнику с купальней, освященному в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».




Заключительным аккордом этого дня было благотворное, освежающее купание в Святом источнике.

4. Свято-Успенская Тихонова Пустынь

Утром 15 июня мы прибыли в мужской монастырь Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь.
Познать русскую культуру без посещения такого вот старинного места поистине невозможно. Ведь культура нашей страны тесно связана с верой, храмами и монастырями. И великолепным примером этого является Свято-Тихонова Пустынь. Посещение этого благодатного места помогает почувствовать то, что мы забыли.
Здесь все поражает и восхищает: это величие монастырского комплекса, и осязаемая святость, и совершенно необыкновенная умиротворенная атмосфера.
Известно, что основана обитель в XV веке преподобным Тихоном Медынским. Его именовали и Калужским чудотворцем. Он принял монашеский постриг, но больше любил уединение, а потому решил жить в глухом лесу. По преданию, он поселился в огромном дупле дуба и питался корешками, а также дикими плодами. Вокруг него постепенно собирались люди, праведники, ищущие истину. Они обрабатывали землю и ютились в маленьких хижинах. Жили они в большой бедности, так как неплодородные участки давали небольшой урожай.
Но однажды произошло чудо, которое легло в основу строительства монастыря. Святой встретил князя Ярослава (сын героя Куликовской битвы Владимира Храброго), который охотился на своей земле в тех местах. Князь стал ругать отшельника и замахнулся на Тихона плетью, но рука его тут же онемела. Лишь когда он попросил у святого прощения, тот молитвами послал ему исцеление. После этого князь внес крупное пожертвование, которое и легло в основу строительства в 1485 году. Умер чудотворец Тихон в 1492 году и был похоронен в деревянном соборе.
До XVI века монастырь рос и развивался, здесь собирались мужчины, которые решили отойти от мирской жизни. Однако в начале века монастырь сильно пострадал от набегов, деревянный храм был сожжен. Правда, уже в 1630 году он уже оправился и восстановился. История монастыря Тихонова пустынь сложная, он отстраивался, а затем в начале XX века разделил горькую судьбу многих. Все здания были осквернены и разграблены, а многие монахи убиты. Лишь в 1991 году обитель начала возрождаться.
Нас встретили Колокольня и Успенский собор монастыря.



Успенский синеглавый собор и поражающая размерами пятиярусная Колокольня – это прекрасный ансамбль, который радует посетителей как снаружи, так и внутри монастырского двора.
На территории монастыря мы почтили вниманием Преображенский собор.


Собор в честь Преображения Господня имеет долгую историю. Возведенный в XVII столетии, он стал первым каменным храмом монастыря. Были несколько перестроек, реконструкций и обновлений. Центральное положение в монастырском архитектурном ансамбле сыграло свою злую роль в судьбе Преображенского собора. Он особенно мешал победившему пролетариату и в 1930-е годы был снесен.
В 1998 году начались раскопки на месте Преображенского собора. В 2000 году был утвержден его проект, предполагавший наличие двух этажей – с храмом в честь Преображения Господня в верхнем этаже и церковью во имя прп. Тихона Калужского – в нижнем. К осени 2004 года строительство собора завершилось. В нижней церкви сокрыты мощи святого Тихона, основателя этого монастыря.
Мы сделали несколько снимков на территории монастыря.



Поражает своим великолепием внутреннее убранство храмов Свято-Тихоновской обители – иконостасы, настенные росписи.









С нескрываемым интересом мы побывали во Владимирском скиту Свято-Тихоновой пустыни.
Скит Владимирской Иконы Божией Матери расположен на берегу реки Угры в том самом историческом месте, где в 1480 году находилось войско Великого князя Ивана Васильевича III. Где, заступничеством Пресвятой Богородицы, была одержана победа над войском хана Большой Орды Ахматом.
В 2014 году во Владимирском скиту был построен музейный комплекс, включающий в себя, в том числе, и зал с диорамой. Этот музейный комплекс был официально открыт и освящен Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом 9 сентября 2014 года. С открытой площадки смотровой башни музейного комплекса открывается вид на долину реки Угры – предполагаемое место генерального сражения Великого Стояния.




Именно этот панорамный вид и запечатлён на холсте диорамы «Великое Стояние на Угре». Находясь на площадке диорамы, мы словно оказываемся участниками событий XV века. Перед нами возникает лагерь русского войска: снаряжения, ядра, землянки, мы видим могучих воевод, гонца с княжеской грамотой, пленных ордынцев… Техническое сопровождение диорамы погружает нас в мир звуков и запахов.









Но главный, по задумке художника, герой картины – преподобный Тихон Калужский. Его фигура на изображении намеренно едва заметна. Роль монашеской братии Тихоновой пустыни в тех событиях едва ли не ключевая. Монахи монастыря исповедуют воинов, идущих на бой, они помогают раненым воинам, совершают отпевание почивших бойцов, а также совершают молебны перед Владимирской иконой Божией Матери. Глубокий духовный и символический смысл – идея единства и непобедимости Святой Руси, – заложенная автором картины, постепенно раскрывается перед нами во всей своей убедительности и полноте.
Диорама «Великое Стояние на Угре» – современное произведение русского батального искусства, являющееся лучшим художественным памятником, посвященным великому историческому событию Стояния на реке Угре в 1480 году.
Полотно диорамы «Великое Стояние на Угре 1480 года», созданное в студии военных художников имени Грекова, – последняя работа заслуженного художника России калужанина Павла Рыженко. Замечательный русский художник скоропостижно скончался 16 июля 2014 года на 44-м году жизни.


В залах на 1-м и 2-м этажах музейного комплекса размещены и представлены: выставка картин художника Павла Рыженко; археологические экспонаты (c XI-XIX вв.), в том числе XV века, найденные на полях былых сражений, вдоль реки Угра; образцы оружия, снаряжения, которым были оснащены русские воины, и современная реконструкция вооруженных воинов XV века.








Особое внимание привлекает экспозиция «Эпоха Иоанна III». Здесь выставлена модель памятника Великому князю Иоанну III из искусственного мрамора (художник-скульптор Н. Анциферов, архитектор В. Энгельке), описание характеристики эпохи на стилизованных свитках и ряд других экспонатов.


Нам показалось, что Великий князь Иван Васильевич III радостно приветствовал нас в музейном зале.



После интересной экскурсии по музейному комплексу мы попрощались с Владимирским скитом и отправились посетить Часовню в честь преподобного Тихона Калужского "Над дубом".
Справка. Часовня построена в 2007 году на месте старой разрушенной часовни, построенной в 1838 году на месте дуба, в дупле которого жил преподобный Тихон Медынский, Калужский чудотворец. Этот дуб был сломан грозой в 1830 году.




В два часа дня мы покинули Свято-Успенскую Тихонову Пустынь.


Нам предстояло посетить еще один великолепный монастырь на благодатной калужской земле.

5. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь – жемчужина старинного города Боровска. Говорят, что в городе Боровске проживает всего 11 тысяч человек, а действующих православных храмов 37.
         Свято-Пафнутьев Боровский Рождества Пресвятой Богородицы монастырь был основан в середине XV века преподобным Пафнутием Боровским (1394-1477 гг., канонизирован в 1547 г.). Монастырь расположен на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву.
Обитель выросла быстро. Уже в 1467 году был возведен первый каменный собор, расписывать который пригласили лучших живописцев того времени – Митрофания и Дионисия.
Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в обитель многих людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Феодор Иоаннович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские приезжали в монастырь на богомолье.
На протяжение истории монастырь не раз претерпевал сожжение и разграбление.
В 1610 году Свято-Пафнутьев Боровский монастырь после осады был взят штурмом, разорен и сожжен поляками и литовцами. Изменники помогли им ворваться в крепость, где они учинили настоящую резню. Все монахи и дружинники погибли. Воевода князь Волконский оборонялся до конца и был убит в соборе. Однако уже через 20 лет усилиями Патриарха Московского и Всея Руси Филарета (отца будущего Государя Михаила Федоровича Романова) монастырь был вновь отстроен.
В 1812 году монастырь был сожжен и разграблен войсками Наполеона Бонопарта, но в 1822 году монастырь вновь был отстроен и открыт.
Настоящая беда пришла после большевистской революции. В 1922 году Пафнутьев Боровский монастырь подвергся поруганию и разграблению безбожной властью и в 1923 году был закрыт. На его территорию вселилась исправительно-трудовая колония. Ее сменила школа механизации сельского хозяйства. И только через 70 лет, в 1991 году, когда древнюю святыню вернули Русской Православной Церкви, в монастыре вновь возрождается монашеская жизнь, а храмы монастыря были вновь отстроены и приведены в порядок. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь вновь стал одним из духовных центров православной России.



В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель представляла собой сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с колокольней и храмом во имя Рождества Христова.



Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Построен в 1584-1589 гг. попечением царя Феодора Иоанновича на месте белокаменного храма постройки 1467 года. В соборе хранятся мощи прп. Пафнутия Боровского. Сохранились и частично отреставрированы росписи, выполненные в 1644 г.


Церковь Илии Пророка (1670 г.) и кладбище в Свято-Пафнутьевом монастыре.


Церковь во имя святителя Митрофана, патриарха Константинопольского. Сооружена в 1758-1760 гг.


Вход в церковь Илии Пророка


Выдающийся строитель русских крепостей – Федор Конь принимал участие в создании крепостных стен и башен обители. Суровые их очертания до сих пор производят сильное впечатление. Да и весь архитектурный ансамбль обладает замечательной гармоничностью и целостностью.




День подошел к концу, и мы поспешили в обратный путь, радуясь тому чудесному теплу, который оставил в наших душах Боровск и его жемчужина – Свято-Пафнутьев монастырь, судьба которого так тесно переплетена с историей Государства Российского.
Автобус наш прибыл в Великий Новгород, откуда мы и начинали паломническую поездку. Спаси, Господи, и сохрани Великие Святыни земли калужской!

PS
...впечатления одной из паломниц. «Вернувшись из нашей благодатной поездки, мы еще долго не расходились. Благодарили наших батюшек - о. Николая и о. Георгия. Их присутствие в паломничестве придавало нам силы и во многом способствовало тому, что мы смогли за такое короткое время посетить пять чудесных обителей земли калужской, по истине "православных жемчужин". Именно в "Оптине" по-другому зазвучала для меня "Молитва Оптинских Старцев". Этому, конечно, способствовали и величие храмов, и природа... Небо, воздух, деревья, цветы... Всё, что видит глаз, было подчинено молитвенной гармонии, "Душа в полете... в неё вливается благодать...". А в это время нам на сотовые телефоны приходили сообщения - "МЧС предупреждает... о плохой погоде в Новгородской обл. и в Санкт-Петербурге". Так оказалось, что мы в "Оптине" были в Раю!!! Спасибо, Господи, за всё!»

Возможно не включен flash в браузере.