Державный строитель

К 500-летию со дня кончины Великого Князя Иоанна III


Людмила Ильюнина

27 ноября 2004 г.

Беседа с настоятелем Покровского храма в селе Борисово и Успенского храма в селе Коростынь Новгородской Епархии иереем Николаем Епишевым.

Храмы, в которых служит отец Николай, связаны с важнейшим событием нашей истории – в этих местах в 1471 году произошла знаменитая битва между новгородцами и москвичами, после которой мятежный Новгород присоединился к Москве. Отец Николай является сугубым почитателем Государя Великого Князя Ивана III, предводительствовавшего войсками в Шелонской битве, собирая Русь воедино. Вот уже пять лет в день битвы 14(27) июля на ее месте отец Николай совершает молебен с крестным ходом, принимает участие в организации исторических конференций и памятных вечеров. Самая представительная конференция с участием историков из Москвы, Петербурга и других городов России проходила в 2001 году, в 530-летний юбилей Шелонской битвы и подписания Коростынского мирного договора.
Батюшка напомнил нам, что на будущий год исполняется 500 лет со дня кончины Иоанна III, и неплохо было бы отпраздновать эту дату в общероссийском масштабе, так как наше Отечество сейчас переживает исторический момент во многом сходный с тем, когда собирались воедино разрозненные части страны.

Людмила Ильюнина: Из учебников истории мы усвоили, что татаро-монгольское иго кончилось в 1380 году, после битвы на Куликовом поле, между тем, этот взгляд далек от исторической правды. Еще сто лет после Куликовской битвы татаро-монголы продолжали набеги на Русь.

Иерей Николай Епишев: Конец иноземному игу положил Государь Иоанн III. И, главное, – он устранил политическую и духовную причину власти иноземцев над Русью, – положил конец междоусобицам, начал собирать Русь вокруг Москвы. Завершающим этапом в этой объединительной политике была победа над Новгородом.

Людмила Ильюнина: Почему Ивану III пришлось прибегнуть к военным действиям против единоплеменников, нельзя ли было обойтись без столь сильного кровопролития? Мы знаем, что у Коростыни погибло несколько тысяч новгородцев?

Иерей Николай Епишев: Междоусобия в начале ХV века продолжали терзать страну и они грозили уничтожением Руси. И, если бы не возник такой могучий центр как Москва, то участь наша была очень печальной. А Новгород в это время подписал кондиции с польским королем Казимиром IV о переходе под его юрисдикцию. Нужно было делать решительные шаги, и великий князь Московский Иоанн их предпринял. С семилетнего возраста этот избранник Божий участвовал вместе с отцом – великим князем Василием Темным во всех политических делах. Отец был ослеплен, и глазами отца был сын. Таким образом, от семи до 20 с небольшим лет будущий Иоанн III был помощником отца и набирался жизненного опыта, а к 22 годам он уже сформировался как зрелый политический деятель и приступил к самостоятельному правлению. Политические решения он принимал быстро, выполнял их с неослабевающим волевым напором.
Крепкая воля Государя проявилась и в отношении, пошедшего по пути предательства, Новгорода.
Весной 1471 года он направил московское войско к Новгороду.

Людмила Ильюнина: В чем на ваш взгляд была причина изменнического поведения Новгорода, ведь они готовы пойти под власть не просто иноземцев, но и иноверцев?

Иерей Николай Епишев: Новгородцы хотели сохранить свои политическую независимость, а прежде всего – свое богатство. Предательские настроения были распространены прежде всего среди богатой части населения, а не среди народа.
Кроме того, для древнего Новгорода москвичи были варварами, и подчиниться им казалось верхом унижения. Уж лучше древней и благородной Литве.
О том, что за Иваном III была историческая правда и Божье благословение свидетельствует тот факт, что во время "новгородской компании" он со сравнительно небольшим войском не потерпел ни одного поражения. И все его важнейшие победы совершались в один и тот же день – 14(27) июля. Летописи отмечают провиденциальность этого факта. Его победам сопутствовали и чудесные знамения. Во время Шелонской битвы новгородское войско в 8 раз превосходило московское, а между тем, как говорится: "Новгородцев дело было дрянь и они все в Дряни утонули". Дрянь – так называлась речка, на которой стояло новгородское войско, к которой их потеснили москвичи.
Победа для Москвы была чудесной, а для Новгорода трагической.
После битвы новгородский епископ Феофил, который в то время управлял городом, приехал к Ивану III c повинной. Государь был очень благосклонен, казнил он только зачинщиков измены – сына Марфы-посадницы, – Марфы Борецкой и ее сторонников.
Рядовые новгородцы были рады приходу москвичей, потому что давно уже вече было только декорацией, а правили новгородской землей денежные люди, которые не очень-то заботились об интересах народа. Недовольных купцов и бояр Государь выслал из Новгорода и наложил на них большую контрибуцию.

Людмила Ильюнина: Недаром в Новгородском Кремле на памятнике "Тысячелетие России" создателю централизованного мощного государства посвящена группа "первого Государя". Иван-самодержец в царских одеждах и шапке Мономаха со скипетром и державой в руке попирает поверженного татарина и литовца.

Иерей Николай Епишев: В Новгороде заслуги объединителя Руси почтили в ХIХ столетии, а в самой Москве в память Коростынского договора была возведена колокольня Ивана Великого в Кремле.
Мы можем констатировать, что в Шелонской битве родилось единое государство, с единым центром, имеющим центростремительные силы, направленные к объединению Руси. Закончились почти 300 с лишним лет междоусобной резни.

Людмила Ильюнина: Однако, мы знаем, что при внуке Ивана III, названным Иваном Грозным, Новгород опять вернулся к "свободолюбивым настроением". Как вы относитесь к этому Государю, первому Помазаннику Божию – русскому Царю?

Иерей Николай Епишев: Я не специалист по этому вопросу, но главное, что хочу сказать, что это, конечно же, оклеветанный Государь.
Новгород всегда был крепким орешком, и Государям московским немало пришлось поработать, чтобы привести к полному согласию этот трудный регион. Можно сказать, что Ивану III посчастливилось с Новгородом, а то, что пришлось расхлебывать Ивану IV, было особенно тяжким. Когда возникли скрепы государства, возникло общегосударственное тягло, и все это начали чувствовать на себе, то у новгородцев опять появился камень за пазухой и опять они стали смотреть в сторону Литвы. Пришлось с ними разбираться.
Иван IV почтил место Шелонской битвы и заложил храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он не столько карал, сколько вразумлял новгородцев, – имела место реальная измена отдельных людей и их Государь вправе мог судить.

Людмила Ильюнина: Нам не престало разбирать вопрос о святости грозного Государя, но сказать о трагичности его судьбы мы должны.

Иерей Николай Епишев: Да, он вступил на царство полным сиротой, он стал царем в отрочестве и нес на себе тяжелейшее бремя. Даже в более накатанное время быть правителем – особый подвиг, а в то время было особенно нелегко, потому судить этого Государя с точки зрения той корректировки русской истории, которая началась еще в прошлые века и была упрочена в советское время негоже. Пора заняться серьезными историческими исследованием.
И главное помнить, что управлять Россией Ивану Грозному пришлось в то время, когда ее многочисленные враги осознали, какую мощную политическую и духовную силу она начала обретать в ХVI столетии.
Ивану Грозному удалось укрепить все рубежи России – и на западе, и на востоке и на северо-западе.
Обвинять легко, в духе шапкозакидательства действовать всегда легче всего. В последнее время мы наблюдаем настоящую компанию по шельмованию Ивана Грозного, и это неслучайно, это связано с тем, что он был первым русским Царем, первым помазанником Божиим. Поэтому его стараются всеми средствами очернить.
Считаю, что наша русская историография должна вступить в новый этап, нужно разобраться в нашем прошлом, восстановить историческую правду, для того, чтобы ориентироваться в сегодняшнем дне.
На этом пути неизбежны и перегибы, – повторяются споры, которые когда-то были между славянофилами и западниками, – они по разному оценивали значение той или иной личности для истории России. Так и сейчас, – в зависимости от общей мировоззренческой ориентации, человек оценивает и отдельные события и исторические фигуры.
Все мы имеем свои недостатки и немощи, нам всем свойственна предвзятость, но нужно молиться и трудиться. Трудиться над объективным восстановлением исторической правды и Господь нас не оставит.

 

Используются технологии uCoz