Макариевские чтения: «Русь исконная – Русь крещеная»

Материалы XIX Российской научной конференции памяти святителя Макария


22 – 24 июня 2011 года в Можайске состоялась XIX Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, организованная администрацией Можайского муниципального района Московской области совместно с Санкт-Петербургской академией художеств и Обществом памяти святителя Макария.
Ежегодный научный форум вот уже в девятнадцатый раз собрал своих участников: священнослужителей и мирян, кандидатов и докторов наук, аспирантов и студентов, художников и краеведов.
Тема конференции: «Русь исконная – Русь крещеная».
Исследованы православные традиции нашего Отечества, древнерусская история и культура.


Священник Николай Епишев
настоятель храма Покрова Божией Матери в с. Борисово
Старорусского р-на Новгородской обл.
и храма Успения Пресвятой Богородицы в с. Коростынь
Шимского р-на Новгородской обл.

ЗАМЕТКИ ПРИХОДСКОГО СВЯЩЕННИКА


540 лет это не так уж мало


Ровно столько лет прошло с тех пор, как Россия собралась воедино. Но прежде, чем это произошло, долгие протекли годы. Россия узнала цену раздробленности междоусобиям. Сколько жертв было принесено! Сколько крови, сколько судеб загублено, сколько сгорело в пожарах, пострадало от грабежа, а сколько пленено. Сколько было уведено в рабство – кто сосчитает эту дорогую плату за Истину: Россия должна быть едина, только тогда узнает мир и благоденствие.
Не одно десятилетие вело к этому осознанию. А пока мы коснели в своих мучительных поисках, пришел страшный и могучий враг, перестраивавший жизнь не одного, а многих народов и даже континентов. Это были пришедшие с востока, из глубины Азии, татаро-монголы, вышедшие из кочевников навстречу христианской цивилизации. Новое и непосильное бремя пало на наши плечи. Народ стал изнемогать, клониться к упаду, разорению и вырождению.
Только на северо-западе сохранялся очаг Святой Руси – земля Великого Новгорода. Ее просторы уберегли леса, болота, реки. Встали они оградой для молниеносных коней монгольских. Древнее устроение новгородской теократии предотвратили разорение земли и от междоусобий. Правило народом Вече, что со старины определяло направление – жить по закону Вечности, по Закону Божьему. Право правил всем этим кормчий земли – Новгородский Владыко. Он утверждал решение вечевое и ставил первую свою печать, которых на грамотах было обычно много.
Только к концу XV века появились в старине новгородской трещины и несогласия. Власть на Вече стали прибирать богатые бояре. Это они дали волю ушкуйникам, это они пригрели зачинщиков междоусобий, стали делать прибыль на русских раздорах, стремились уйти на Запад пусть и под власть католиков…
Но без помощи новгородцев часто колебалась молодая столица, обе земли ревновали друг друга. Но пришел решающий час, в России народился новый Правитель. О его рождении провозгласил Великому Новгороду известный здесь юродивый Михаил Клопский, ударивший в колокола Николо-Вяжеского монастыря – резиденции высокочтимого архиепископа Новгородского Евфимия. Начался период окончательного сложения русского православного царства. Никто так долго не царствовал на Руси как Иван Васильевич III, с семилетнего возраста до 65-и лет.
Сын Василия II, Темного. Горькая и трагическая судьба отца, ослепленного в междоусобиях с галицкими князьями, стала временем созревания политического деятеля. Трагедия отца послужила раннему возмужанию и зрелости сына. Глазами семилетнего отрока читались и созидались главные государственные бумаги Руси, рядом с отцом выковывался смелый решительный властитель, обладавший столь редким стратегическим и тактическим мышлением. Он шел к своей цели, не желая проливать лишней крови, берег народ и знал цену людям. Когда пришел его час, он обратился к новгородцам с предложением мирного объединения.
К сожалению, правящей в то время Новгородской олигархии, это предложение пришлось не по нраву. Здесь сложился мятежный план об окончательном разрыве с Россией. Марфа Борецкая, известная под прозвищем Посадская, возглавила партию под девизом: «Под короля хотим. Не хотим к Москве!» В щедро оплаченном решении на Новгородском Вече, она возглавила военное противостояние Великому Князю Московскому.
Летом 1471 года началась последняя междоусобная баталия на Руси. О ней много и интересно сообщают современные российские ученые: Ю.Г. Алексеев в книге «К Москве хотим. Закат боярской республики в Новгороде», Н.С. Борисов в монографии «Иван III» и другие авторы.
Иван III одержал несколько побед на новгородской земле, и решающую на реке Шелонь 14/27 июля 1471. Пришлось мятежным новгородцам переправляться через Ильмень озеро, на южную сторону в деревню Коростынь, славящуюся своей красотой, для заключения судьбоносного мирного договора 11/24 августа. Подписывая это важное соглашение с новгородцами, Иван Васильевич III закладывал подлинное основание русского единого православного государства!
Не было в этом решении ни капли мщения ревности. Великий князь Московский оставил новгородцам все их привилегии, кроме права перехода под власть польско-литовского короля Казимира IV римо-католика и ненавистника Руси. Великий Князь не воспользовался и главным правом победителя – войти в мятежный город и отдать его на «поток и разграбление», как это делали в его времена все. Он видел невиновность большинства горожан, меру их страданий, скорбь и опасения. Вместо этого он отправился в Москву и принялся за сооружение лучшего памятника событию – Успенского собора Московского Кремля.
Со звоном колоколов колокольни Ивана Великого, среди которых и вечевого новгородского, начался отсчет нового для России времени – мирного созидания централизованного единого русского государства. 540 лет – с днем рождения Россия!
Возвращение внимания к этим временам оказалось очень актуальным для наших дней. Новгородцы не держат зла на москвичей. Здесь развернулись праздничные мероприятия: торжественные богослужения, Крестные ходы, исторические слушания на исторических местах. Солецкий район встречает гостей на месте Шелонской битвы 27 июля; Шимский район – на месте исторического подписания в с. Коростынь 24 августа.
Москвичи, со свойственной основательностью, уже рассматривают вопрос об установке памятника великому русскому государственнику Ивану III на одной из столичных площадей. Существует очень интересный величественный проект скульптора В.Н. Воробьева, который очень хорошо отвечает задаче увековечивания памяти первого русского царя.
Главное достигнуто: постепенно шаг за шагом восстановлена историческая справедливость – воздается справедливая дань созидателю России от нас и наших потомков.


Священный символ Приильменья


На границе двух районов, Шимского и Старорусского, в с. Буреги высится огромное разрушающееся здание церкви во имя Воскресения Христова, своеобразная визитная карточка Южного Ильменя. Этот храм был воздвигнут на берегу реки Псижа, на её излучине в XVIII веке. Украшен он каменным узорочьем по фигурным оконным глазницам, расписан в 1799 году дивными фресками. В соборе ещё можно рассмотреть евангельские сюжеты «Снятие со Креста», «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и другие, не менее чудесные. На западной стене храма изображения сцен Страшного суда, на столбах – ликов Святителей.
Удивительное расположение церкви, на высоком берегу реки, создаёт впечатление, будто её главная алтарная сторона специально приблизилась к реке, чтобы посмотреться в водную гладь, полюбоваться великолепной своей статью. Миновали века, нам в наследство достался не величественный собор, а полуразрушенное строение. Но отчего же тогда невозможно смотреть на него без восхищения? Отчего всё в нём дышит гармонией, возвышенной красотой и облагораживающей светоносной радостью? Но иначе и быть не может, это же церковь главного праздника Православного христианского календаря – Воскресения Христова! Здесь чудо свершается на глазах: сквозь старый известковый слой выходят навстречу нам дивные по композиции и рисунку росписи.
Ещё недавно, лет десять назад, они были замурованы, скрыты от глаз, но вот пелена падает с очей и миру открывается иная, загадочная реальность – свидетельство о чуде, о воскресении Христовом и воскрешающемся вместе с Ним (Христом) миром. С трудом обновляются наши души, тяжело идёт воскресение Руси. И в древнем храме всюду мусор, груды кирпичей под ногами, шагу не ступить... Но перед нами чудесные маяки росписи. Призывно открывает нам руки преподобный Антоний Римлянин, а вот и преподобный Варлаам Хутынский, с ними рядом Святители... жесты широкие, позы живые, свободные. И глаз от них не оторвать, слёзы от умиления выступают.
Так почему же не получается высвободиться от суеты, чтобы взглянуть на это чудо, не восхититься, не взяться всем вместе за дело, за возрождение храма? Несколько раз местные жители писали письма в комитет культуры Новгородской области. Каждый раз, подписываясь под прошением, они надеялись, что их услышат, вспомнят о церкви в Бурегах, которой не везёт уже много лет, как в советские времена, так и в нынешние. Иногда о ней вспоминали: ко дню открытия Московской олимпиады соорудили по стенам храма строительные леса, довели их до купола. Казалось, ещё немного и отстроятся стены, обустроятся перекрытия, и храм предстанет во всей своей красоте! Но так и не довели дело до конца.
А ведь рассказывают, что был здесь когда-то монастырь, корпуса монастырские, в которых жили монахи, вымаливающие милость для многих. Жил недалеко и регент, руководитель церковного хора, славившегося своими неповторимыми вдохновляющими распевами. Всё это было..., а сейчас кругом бурьян и развалины. Говорят также, что к стенам собора примыкала церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Сейчас среди разросшихся сорных трав и кустов уже практически не различить очертания древнего храма. Рядом, столь же заброшенная, лишённая кровли, ещё сохранилась покосившаяся колокольня. Ещё лет двадцать назад на куполе собора была кровля, но совсем недавно ильменским вихрем она снесена.
На вопрос о судьбе храма недавно из областного отдела культуры получено сообщение, что собор Воскресения Христова Бурегского монастыря (1730 года) является объектом культурного наследия, принят на государственную охрану и имеет Федеральную категорию историко-культурного значения. Но он так и не вошёл в 2011 году (несмотря на заявку от Новгородской области) в Федеральную целевую программу «Культура России (2006-2011 гг.)». Необходимо сделать всё для включения Бурегской церкви в заявку комитета культуры Новгородской области в ФЦП на 2012 год, иначе мы рискуем окончательно потерять замечательный памятник древнего зодчества.
Прихожане не забывают это святое место. Поддерживается дух в двух часовнях, одной, чудом уцелевшей от XIX века, и другой, построенной в наши дни на сельском кладбище. А на Светлой Пасхальной неделе под сводами Воскресенского храма, среди опустошения и запустения, вопреки царящей разрухе, вновь раздались пасхальные песнопения. На Пасхальном каноне только две женщины – мать и дочь. Они приехали из Старой Руссы, увидели наш Крестный ход и присоединились. Мать и дочь... , но хотя бы дочь дожила до того дня, когда зазвонят колокола возрождённого Бурегского Воскресенского храма. Вот тогда будет действительно Праздников Праздник и Торжество из Торжеств!
Нельзя забывать слова Апостола Павла: «Если Христос не Воскрес, то тщетна ваша вера!»


Сохранение уникального памятника архитектуры
церкви Успения Божией Матери с. Коростынь (I пол. XVIII века)
в месте подписания мирного Коростынского договора между Москвой и Великим Новгородом


Всё большее внимание приезжающих на Старорусскую землю привлекают живописные места Южного Приильменья, культурным центром которого является Старая Русса, связанные с историческими событиями и духовными традициями жителей Новгородчины. Здесь в старину почти каждое селение имело свой храм, свои почитаемые святыни.
Годы испытаний, гонений на Православную церковь, самая разрушительная в истории страны Великая Отечественная война нанесли колоссальный ущерб историко-культурному и духовному наследию рушан. Сейчас по крупицам приходится восстанавливать и собирать то, что было разорено и оказалось в мерзости запустения. Вместе с тем, наш долг перед будущими поколениями повелевает нам со всей ответственностью подойти к вопросу сохранения того, что ещё возможно спасти и возродить.
Нельзя не порадоваться тому интересу, который вызывает у современников прошлое. Поистине, к истории в настоящее время наблюдается всё более возрастающий интерес. Наиболее отраден тот факт, что всё больше молодёжи изъявляет желание приобщиться к традициям старины, испытывает неподдельный интерес к прошлому, в том числе к духовным традициям своих предков.
К сожалению, следует констатировать, что зачастую тот, кто выступает в роли гида по святым местам, проводником в этот мир прошлого, бывает не подготовлен к выполнению взятой на себя высокой миссии или же явно недооценивает всю серьёзность и важность данного вопроса. До сих пор сохраняются идеологические рудименты, чисто светские установки в освещении «культовой тематики» и соответствующих объектов экскурсионного показа (здесь до сих пор встречаешься с «ляпами» или бестактностью, граничащими с кощунством). Чтобы приобщать молодёжь к историко-культурным традициям, необходимо знание особого этикета (даже в том, как одеться, отправляясь в паломническую поездку по святым местам), отход от чистой развлекательности и праздного любопытства, выход к непосредственному участию в событиях православной жизни, углублённость в содержание экскурсионного материала.
Для приобщения к культуре и традициям предполагается участие в богослужениях, крестных ходах, молебнах и других требах, участие в праздничных торжественных мероприятиях: например, открытие Памятных знаков, Поклонных Крестов в честь знаменательных событий, т.е. действах, требующих вдумчивого отношения, сосредоточенной молитвы. Особенно важно привлекать к участию в таких действах молодёжь, учащихся старших классов. Как положительный пример такого причастия к событиям прошлого, можно привести экскурсии по местам, связанным с событиями 15 века в наших Приильменских Шелонских местах.
Наше Южное Приильменье даёт богатый материал для приобщения к традициям старины, изучения славного прошлого страны, углубления в причинно-следственные связи исторических событий на берегах славного озера Ильмень – бывшего Словенского моря, как называли это озеро наши предки. Эти события сыграли огромную роль в судьбе государства российского, колыбелью которого и стало Южное Приильменье.
Первая встреча экскурсантов происходит на месте Шелонской битвы, где совершилась поворотное событие второй половины XV века – победа над новгородскими заговорщиками-мятежниками, стремившимися под власть польско-литовского княжества. После поражения в этой битве Великий Новгород вернулся в лоно России и Русской Православной церкви, завершился длительный период междоусобий на Руси.
В память об этом событии, повернувшем ход русской истории, в наши дни ежегодно совершается Крестный ход – памятный переход от места сражения в районе деревень Велебицы – Скирино до села Коростынь (Шимский район) на берегу Ильмень озера. Место отмечено многими достопримечательностями: великолепные виды на озеро Ильмень и небо с высоты птичьего полёта – красивейшее место Новгородской земли. Сам берег сохраняет пласт доисторического девонского периода – Ильменский Глинт – уникальный природный заповедник. Здесь, на фоне столь дивной природы Великий князь Московский Иван III встречает прибывших на судах через озеро с повинной новгородцев и заключает с ними судьбоносный Коростынский договор, определивший создание единого централизованного государства на Руси.
Ровно через 250 лет ставшая владелицей селения императрица Екатерина Первая указывает построить здесь Успенскую церковь – памятник архитектуры первой половины XVIII века. Внешний вид фасада церкви – образец петровского барокко. Строился храм по проекту знаменитого итальянского архитектора Гаэтано Киавери и является единственным творением этого великого зодчего на Новгородской земле (с образцом творчества Киавери можно ознакомиться в России только лишь на примере Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге).
Внутренний интерьер Успенского храма украшают хорошо сохранившиеся росписи Васнецовской живописной школы, исследованием которых занимался знаменитый академик Игорь Грабарь, со старинным иконостасом и поразительным по своей духоносной силе Образом Божией Матери «Старорусской».
К сожалению, этот уникальный памятник старины, церковной архитектуры, а самое главное – памятник нашим прославленным предкам и их великим делам ныне находится в состоянии, близком к плачевному. Осыпаются, погибают медленно замечательные фрески, разрушаются стены старинного храма, в течение почти трёх столетий осенявшего благодатью места славных исторических событий! Средств на восстановление приход не имеет, и только внимание со стороны государства, со стороны сообщества российских реставраторов и ревнителей возрождения русской православной культуры способны сегодня решить проблему сохранения этого дорогого сердцу каждого русского человека наследия.
В непосредственной близости от Успенской церкви встречает путников памятник первой половины XIX столетия – Путевой дворец, служивший местом отдыха путешествующих из Санкт-Петербурга и Новгорода в Старую Руссу представителей русской императорской фамилии. После необходимой реставрации Путевой дворец может стать интереснейшей достопримечательностью и служить объектом экскурсионного показа и иллюстрацией к рассказу об интереснейших событиях дореволюционной эпохи.
Экскурс во времена образования единого централизованного российского государства завершается у памятного Креста, знаменующего место подписания мирного договора между Новгородом и Москвой. В непосредственной близости от Коростыни, близ деревни Мстонь, ожидает паломников и экскурсантов камень Антония Римлянина, куда несколько раз в год также совершаются паломнические шествия и служатся молебны.
Далее наше шествие проходит в сторону Старой Руссы вдоль берега озера Ильмень, где на протяжении нескольких километров протянулся уникальный геологический музей под открытым небом – знаменитый Ильменский Глинт.
Природный заповедник, где на поверхность выходят древние породы известняка и цветные глины, образовавшиеся в доледниковый период на дне древнего девонского моря.
Совсем рядом, близ деревни Буреги, бьёт из-под земли чистейшей воды целебный родник – Живоносный источник, над которым возвышается небольшая деревянная часовня.
Недалеко отсюда видны с дороги руины древнего Воскресенского собора (XVIII в.), сохранившего образцы архитектурной вязи, дошедшими до нас из глубины веков росписями, поражающими удивительной пластикой и динамикой образов.
В сохранившейся с дореволюционных времён Часовне представлен барельеф страждущего Спасителя в терновом венце, который украшал некогда интерьер Воскресенского храма. Местные жители в память о разоренном соборе выстроили новую часовню.
Нельзя не вспомнить и годовщину памятника архитектуры середины XIX века – Покровскую церковь села Борисово с просторным интерьером, надалтарным Образом Покрова Божией Матери, а также сохранившейся старинной копией самой большой в мире выносной иконы Божией Матери, именуемой «Старорусская».
Впечатления от этого экскурсионного маршрута обогащают участников углублённым знанием нашей славной древней истории, эстетическими образами природы, памятников архитектуры, причастием к святыням и духовным традициям русского народа. Всё чаще люди высказываются за необходимость придать статус событий всероссийского масштаба проводящимся здесь конференциям и историческим чтениям, посвящённым событиям XV века (Шелонская битва и подписание Коростынского мира). Каждый, кто приезжает сюда, кто становится свидетелем и участником происходящих в этих дорогих сердцу русского человека местах событий – Крестных ходов, театрализованных представлений и исторических чтений, проходящих в дни памятных событий русской истории, не может остаться равнодушным, не проникнуться живительной силой духа русского народа – истинного хранителя исконных православных традиций.
Покидая эти поистине удивительные, напитанные энергией легендарного прошлого места, многие стремятся вернуться сюда, приезжают вновь и вновь на берега древнего Славянского моря, чтобы вдохнуть полной грудью целительного воздуха русской истории и русского бытия. Каждый, кто хотя бы однажды посетил эти места и лично поучаствовал в описанных событиях, осознаёт, что значат для нас эти заповедные места, эти грозящие исчезнуть с лица земли святыни, и как важно сделать всё зависящее от нас, современников, чтобы спасти и сохранить их для будущих поколений, для будущего России, которая родилась на этих берегах, в этих широтах, под этим небом!


Обновление духовно-исторических традиций в жизни приходов


Одной из важных задач нашего времени является восстановление православного образа жизни и связанных с ним традиций. Самое трудное - это избежать формальностей и придать жизнь этому движению, что требует усилий с обеих сторон: со стороны пастыря и паствы. Пастырь должен внимательно изучить все обстоятельства, связанные с жизнью прихода. Следует начать с истории своей церкви, по возможности, восстановить архивные материалы, а также местность, в которой находится приход, особенно обращая внимание на интересные, примечательные места и события, связанные с ними. Древняя новгородская земля, ее история богата всем этим с избытком. С недавнего времени расширяется возможность изучения истории во всем объеме: от древних времен до нынешних. Пытливый пастырь может выпестовать интерес прихожан к ярким событиям на приходе. Какая-то часть паствы сохранила в своей памяти такие события. Многие из них относятся к временам Великой Отечественной войны. Другие можно почерпнуть из истории: путеводителей, учебников, в специальных исследованиях о местности.
Мы попытались установить летопись приходов, несмотря на недостаток архивных материалов. К нашему счастью, некоторые события в жизни прихода и относящиеся к истории, имели общероссийское значение. Сейчас мы переживаем настоящий бум в историко-краеведческой работе. Об этом говорят районные, областные и общероссийские конференции, они поражают многочисленностью своих участников, разнообразием тематики и глубиной содержания. Это может быть хорошо использовано и в решении нашей задачи. Замечено, что проявление интереса к истории и ярким событиям естественно переходит к осознанию роли церкви, ее святынь и воздействию на происходящие события. Мы должны использовать энтузиазм и свежесть восприятия молодых прихожан. Конечно, не все бывает гладко в такой работе: то это наталкивается на недоброжелательность местной администрации, то на недопонимание со стороны школы и равнодушие педагогов и самих учащихся.
Однако это не дает нам право опускать руки. События Великой Отечественной войны нашли отклик у школьников и прихожан наших приходов: Борисова и Коростыни. Как известно, в 1999 году на берегу Ильмень озера в селе Коростынь появился неуместный Мемориал немецким захватчикам, не считаясь с тем, что здесь были захоронены солдаты СС. Это оскорбило многих и возбудило ответную реакцию не только на нашей земле, но и в столице.
Особенно обиженными были якутяне, которые не могли простить гибель своих сродников-воинов в трагической битве за Ильмень в феврале 1943 года. Здесь погибло молодое поколение Республики – лучших, хорошо обученных, воинов-освободителей. В Якутии возникло целое движение по увековечиванию памяти павших на Ильмень-озере. Особенно широкий отклик вызвал телевизионный фильм, показанный на республиканском ТВ об Ильмень-озере, где происходило сражение. Был объявлен сбор средств на создание Мемориала павшим воинам-якутянам на берегу Ильмень-озера.
В 2000 г. такой Мемориал был воздвигнут в нашем Борисовском приходе. На церемонии присутствовали гости из Якутии, со словами приветствия выступил Его Высокопреосвященство Высоко-преосвященнейший Владыко Лев. Такое неординарное событие всколыхнуло жизнь прихода. С этого времени в феврале и мае ежегодно проводятся памятные мероприятия. Связывая воедино причастных к событиям, два прихода совершают «Лыжный десант» из Коростыни в деревню Заднее Поле, где воздвигнут Мемориал. Обычно он начинается после напутственного молебна в церкви во имя Успения Божией Матери село Коростынь. В этом зимнем переходе участвует молодежь, школьники из разных школ Старорусского, Парфинского и Новгородского районов. На берегу у Мемориала их ждут наши прихожане – хор певчих, где на братском захоронении служится панихида. Все завершается братской трапезой у костра.
Весной, в мае, приход вновь встречает гостей из Якутии, где совершается панихида о русских солдатах и якутянах. Утром проводится Божественная литургия и Крестный ход от Борисовской Покровской церкви к Мемориалу. Неоднократно это событие фиксировалось якутским телевидением, что помогает всей Якутии приобщиться к совершаемому действу. Молодые научаются должным традициям православных христиан, почитающих предков.
Не обошли нас важные исторические события, связанные с древними временами, среди которых особенно славные происходили в селе Коростынь в XV веке. Это связано с заключением Мирного судьбоносного договора между Москвой и Великим Новгородом, открывшим возможность созидания Единого Православного русского государства. Здесь произошло одно из первых сражений, затем перешедшим в Шелонскую битву, близ города Сольцы 14/27 июля 1471 г.
В память этого события в селе Велебицы в церкви Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова совершается Божественная литургия, а затем Крестный ход с хоругвями и иконами. В нем участвуют не только взрослые прихожане, но и воспитанники близлежащего детского приюта.
На поле Шелонской битвы установлен Памятный Крест, у которого совершается панихида по павшим воинам. От времени Шелонской битвы начинается отсчет нового времени: было покончено с длительным периодом междоусобий, открыта возможность освобождения от иноземного монголо-татарского ига, открылся период созидания и возрастания Русского суверенного государства.
Накануне празднования подписания Мирного судьбоносного Коростынского договора проводится Памятный Крестный ход с участием молодежи из Коростыни, Старорусского района и Новгорода. Крестный ход протяженностью 40 км начинается с молебна в Велебицкой церкви. Хоругви и иконы несут дети и взрослые, с церковными песнопениями, а у встречающихся святынь: памятных Крестов в деревне Хвойная, в Шимске, в Подгощах совершаются панихиды.
Заканчивается путь в стенах старинной церкви Успения Божией Матери в Коростыни. Сам день праздника начинается с Божественной литургии, после которой Крестный ход направляется к Памятному Кресту на место исторического подписания.
Такие события совершаются на приходе уже 10 лет, и мы можем их считать рождением новой традиции в жизни наших приходов. Особенно торжественно на приходах была отмечена памятная годовщина 500-летия кончины Великого князя Московского Ивана Васильевича III. Это событие вышло за рамки прихода и достигло стен столицы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была совершена торжественная поминальная служба в Архангельском соборе Московского Кремля, а у гробницы Великого князя была совершена заупокойная Лития. По итогам этой работы приход во имя Покрова Божией Матери в селе Борисово был удостоен Патриаршей грамотой.
В 2010 году, объявленным годом Великого князя Ивана Васильевича III, памятные события его правления были отмечены на приходах торжественными богослужениями. А у гробницы Великого князя в Архангельском соборе совершалось поминовение в день его кончины. 21 ноября, в день Престольного праздника Архистратига Михаила со всеми небесными силами, в Архангельском соборе Кремля такое поминовение совершал сам Святейший Патриарх Кирилл.
Мы надеемся, что эта практика станет постоянной традицией и во все последующие годы. Особенно важным мы считаем привлечение молодежи к этой работе. Духовно-исторические традиции должны стать во главу угла жизни наших приходов.


Крестные ходы в Великом Новгороде –
история и современность


Следование за Господом является призванием христианина. Чем ревностнее это наше следование за Ним, тем лучше мы сближаемся с целью нашего спасения. Это прекрасно понимали наши предки – жители древнего города Руси. Крестный ход является наилучшим средством общего и доступного осуществления нашего духовного идеала. В наши дни Крестный ход обычно является продолжением соборного богослужения, но выходящего за стены храма. Он может совершаться в соединении с молебным пением, сопровождаться водным окроплением, чтением Евангелия и другими священнодействиями. Особенности проведения Крестного хода в древнем Новгороде можно отметить в двух чертах. По исследованию кандидата искусствоведения Г.А. Романова, изучавшего проведение Крестных ходов в период расцвета Новгорода XII-XIV вв., праздничные Крестные ходы готовились и осуществлялись еще до совершения богослужения в храме, престольный праздник которого отмечался. Шествие в этом Крестном ходе было приуготовляющим душу христианина к встрече с Господом, которая осуществлялась во всей полноте при совершении богослужения. Обычно главный Крестный ход собирался ночью в стенах Святой Софии Новгородского Кремля. После совершения обычных приготовлений по изнесению Святынь они в строгом порядке выносились из главного Собора града. В первую очередь выносили светильники, возженные фонари, сопровождавшие их большие свечи, затем следовали кресты, являвшие древние святыни, обретенные в Византии и других святых местах Востока. Затем ковчеги со Святыми Мощами, и в первую очередь тех Святых, праздник которых почитался в наступающий день. В строгом порядке за ними следовали хоругви, Святые иконы, чтимые и чудотворные, чинно выходили из храма за ними Правящий Новгородский архиерей, духовенство, дьяконы, иподиаконы и миряне Обычно это великое сонмище святынь встречалось всем бодрствующим населением града от мала до велика. По мере движения Крестного хода все звонницы городских церквей и храмов оглашали город колокольным звоном. Во время следования не было ни одного живого существа, безучастного к происходящему. Сердца людей трепетали в благоговении. Редко, когда мы в наше время можем испытать что-либо подобное. У каждого приходского храма служилась Лития, приходской клир со всем приходом вливался в общий поток крестного хода. Крестный ход разливался все далее по мере движения к цели. Огромная воодушевленная в Страхе Божием людская река устремлялась к праздничному храму, откуда навстречу общему потоку выходил свой Крестный ход со своими святынями, начальствующим и прочим духовенством. Сливаясь воедино, шествие устремлялось к праздничному храму, где уже с порога начиналось торжественное пение и вступление духовенства в алтарь. Дальнейшее богослужение продолжалось правящим архиереем, облачаемым в центре храма. Разворачивающееся богослужение совершалось в атмосфере всеобщего воодушевления. Поистине это богослужение совершалось «единым сердцем и едиными усты». К сожалению, в наши дни это горячее участие в службе стало большой редкостью. Мы все больше привыкаем к тому, чтобы следовать за Господом как бы издали, словно стесняясь тесного общения с Ним. Такого отделения боялись в древности, стремились соединиться с Богом тесными узами, не придаваясь мирским заботам, светским удовольствиям, как это стало типичным в наши дни. Евангелист Матфей (26,58) замечает об апостоле Петре, идущим за Господом в последние часы Его жизни: «Петр следовал за Ним издалека». Только на вид, следуя за Христом, но на деле все дальше от Него отдаляясь, мы близки к полному отречению. Замедлил шаг апостол Петр, и последовало его отпадение. Тот, кто сегодня отдаляется от Христа, тому завтра угрожает полное отречение от Спасителя. Наши святые предки все это прекрасно сознавали. Мы сейчас с трудом «сдергиваем» себя с дивана, с трудом отрываемся от обыденных дел, чтобы принять участие в каком-либо действе, требующем нашего непременного участия. Это касается всех затруднений, связанных с посещением церкви. Всегда ищутся и находятся какие-то поводы, чтобы не посещать воскресные службы или другие богослужения, легко задерживаемся и опаздываем на службы или выходим из церкви раньше времени, ссылаясь на занятость. Такая расхлябанность вредит нашему духовному состоянию. Следование за Христом предполагает полную духовную мобилизацию человека. Так мы являем себя настоящими воинами Христа. Достаточно почувствовать себя безучастным, решить для себя, что история Христа происходила в далекие от нас времена, что дело спасения может совершаться без нашего живого участия, и охладевает в нас сердечное влечение, остывают чувства, а вскоре наступает полное равнодушие. Мы замечаем в наших храмах, что большее число треб совершается в заочной безучастной форме. Передаются записки на молебен и на панихиду, даются деньги на свечи, которые ставятся без нашего участия, появилась даже такая форма, как заочное отпевание, при котором нет ни внесенного в церковь покойника, нет и молящихся за него. В восприятии многих церковь воспринимается выведенной за какие-то запредельные дали, что делает нас похожими на птиц с общипанными, а то и утраченными крыльями.
Крестный ход в древнем Новгороде призван был бороться со всем этим. Мы должны помнить, что все в церкви живо. Церковь многокрасочна, многогранна, многообразна. С нею связано наше ощущение полноты жизни, в ней должна проявляться и вся полнота всех человеческих чувств. Отсюда и наша культура, воспринимающая эти уроки православной церковной жизни, наполняется глубоким содержанием, стремлением к высоте чувств, как об этом прекрасно писал Н.В. Гоголь, назидая юное поколение: «...выходя из мягких юношеских лет, забирайте с собой все человеческие движения...». Без полнозвучного колокольного звона невозможно себе представить феномен нашей симфонической музыки, многие произведения которой навеяны именно им: «Славься...» М.И. Глинки, симфонии Рахманинова, Чайковского, Глазунова, Бородина и многих других русских композиторов.
Для нас остается идеалом следовать за Господом неспешным ровным твердым шагом. В настоящее время у нас есть уникальные возможности проведение масштабных Крестных ходов, которые охватывают всю страну, таким был Юбилейный к 2000-летию Рождества Христова Всероссийский Крестный ход. Крестные ходы совершаются в разных средах: по земле, по воздуху на самолетах со Святынями, по водам с использованием всех плавающих средств. В 1999 году, по инициативе верующих Епархии, совершался Крестный ход по Ильмень-озеру. Путь следования парохода «Великий Новгород» уподоблялся кресту: с севера на юг и с востока на запад, при этом совершалось освящение воды и служились панихиды по утопшим и погибшим в водной стихии. Все это является уникальным в истории нашей церкви. Кроме того, дальние Крестные ходы молодежи проводятся с использованием авто-вело средств передвижения. Это может показаться необычным и для нашего взора, но тем не мене позволяет проводить переходы на большие расстояния. В наши дни Крестный ход обычно совершается после богослужения, навеянный вдохновением богослужения и желанием раскрыть во вне плод нашей веры. Красочный Крестный ход в наши дни привлекает внимание маловерующих, часто подвигая их включаться в это шествие. Известны примеры, когда даже несколько шагов участия в Крестном ходу оказывало благотворное исцеляющее воздействие на страждущих, изменяло их настроение, оздоровляло их психику. Особенно сильное воздействие Крестного хода испытывают люди в монастырях при обилии изнесенных святынь, чинности и благолепии шествования священства, праздничного песнопения и колокольного звона.
Все чаще Крестный ход выходит за стены церкви, за стены монастыря, охватывает все большую территорию района и области. Крестный ход на приходе совершается по близлежащим деревням с посещением домов прихожан, молитвами перед домашними образами и праздничными песнопениями. Такой малый приходской Крестный ход дает возможность священнику лучше познакомиться с жизнью и бытом прихожан, что способствует лучшему устроению их духовного состояния.
Во время такого Крестного хода открываются страждущие и обремененные, болящие, нуждающиеся в напутствии Святых Тайн, и таким образом это сближает жизнь и деятельность священника с жизнью и нуждами прихожан. Главная задача Крестного хода в наши дни способствовать утверждению людей в их свидетельстве веры в Бога, пробуждение и воодушевление сердец в следовании за Христом.



ПО СЛЕДАМ «ВЕЛИКОГО ОБРАЗА»


1 октября 1888 года в Старую Руссу из Тихвина была торжественно возвращена Старорусская чудотворная икона Божией Матери.

Интерес к Старорусской иконе Божией Матери возрастает год от года. Икона поражает своим удивительным благодатным каноном, своими масштабами, своей древностью. Возникновение Ее уходит вглубь веков и может быть отнесено ко времени написания ликов Божией Матери Апостолом Лукой. В условиях суровых римских гонений Святыня сохранялась потаенно, и только по окончании гонений могла быть явлена миру. По мере укрепления православной Империи в столицу Византии прибывали многие святыни, имеющие славную историю своего возникновения.
Константинополь находился в центре важных торговых путей Древнего мира, на стыке двух континентов: Европы и Азии.
В город ежегодно съезжалось множество торговцев со всех концов земли. Следствием такого большого скопления людей являлись массовые моровые поветрия и эпидемии. Спастись от этой беды в те годы было трудно. Горожане обычно прибегали к помощи обретенных святынь. Так, во время обнесения Иконой одного из районов города, охваченного эпидемией, древний Образ небольшого размера исцелил население от беды. Об этом чуде было срочно доложено императору, который решает создать Образ, по размерам превосходящий во много раз древнюю святыню, не меняя Ее канона.
За дело берутся опытные греческие изографы. Так появляется икона, которую можно назвать «Великий Образ». «Судя по свидетельству XIX века и литографии 1888 года, чтимая Старорусская икона представляла увеличенный вариант Одигитрии, совмещавший черты двух очень близких между собою иконографических типов ? Тихвинской и Грузинской Богородицы. От знаменитой Тихвинской эту Икону отличало лишь расположение правой ступни Младенца, которая в данном случае изображалась не как стопа, развернутая к зрителю подошвой, а в профиль, от известной в списках Грузинской иконы (XVI в.) ? только расположением складок мафория на груди Богородицы.
Обычно во время эпидемий брали большую икону «Великий Образ» и Крестным ходом проносили по Константинополю, а затем выставляли на самом высоком месте столицы, у башни Галата, откуда Она становилась видна на большие расстояния с суши и с моря, с двух континентов. Местом пребывания «Великого Образа» становится Святая София Константинополя. Но к VII-VIII вв. на Византийском престоле воцарились императоры, вера которых имела повреждение вселенского Символа Веры. Как монофизиты, они не признавали возможности изображения Спаса Иисуса Христа, Божией Матери и святых. Под влиянием этой ереси было уничтожено множество древних святынь, которые собирали в груды, предавали огню, оскверняли.
Попечение об Иконе «Великий Образ» проявила группа почитателей, не желавших отдать ее на поругание. Святыня была украшена тяжелым окладом, драгоценными камнями. Вряд ли им удалось бы даже приподнять этот Образ. Но происходит чудо! Икона становится легкой, как перышко, и её удается пронести сквозь бдительную охрану на берег моря. Здесь Она была поднята на борт корабля, который по водам Мраморного моря направился через пролив Босфор в Черное море, на северный берег. Икона обоснуется в древнегреческой колонии ? Ольвиополь Понтийский.
Новая угроза возникла после взятия Константинополя турками в 1453 году, и возникла необходимость спрятать Святыню на Севере, уже в глубине континента. В те времена военные действия вел в районе Южного Буга киевский князь ? соправитель в древней столице Руси ? Михаил Олелькович. К нему-то и обратились греческие представители из Ольвии с предложением о перенесении Иконы в Киев. Воины киевского князя сооружают крестовидные носилки, водружают их на свои плечи вместе с Образом и проносят на своих могучих плечах до стен Великого града. Можно себе представить, с каким ликованием киевляне приняли великую Святыню! Город раздирался противоречиями, страдал от набегов и грабежей, все явственнее вставала угроза с запада ? от Литвы и Польши, и папская экспансия из Рима – униатство.
Вскоре к князю Михаилу Олельковичу приходит посольство из Великого Новгорода с предложением сесть на Новгородский престол. Приняв приглашение, князь берёт с собой Икону. И вот из стен Святой Киевской Софии выступает новый Крестный ход, который заканчивается в Великом Новгороде в 1470 году. Икона входит в Кремль, под своды Святой Софии Новгородской.
Город переполнен тревоги, его раздирают противоречия, близится междоусобная война, активно действует польско-литовская оппозиция во главе с Марфой-Посадницей, мобилизуется войско для противостояния Великому князю Московскому Ивану III. Только у Святынь Великого Новгорода, являющихся воплощением Святой Руси, находит утешение страждущий народ, слезно и коленопреклоненно обращающийся к «Великому Образу».
История иконы «Великий Образ» все теснее вплетается в главную канву исторического бытия русского народа. Пожалуй, только Ивану IV, внуку Ивана III, было дано осознать значение Иконы в созидании единой Руси. Узнав о новой вспышке заговоров среди новгородской знати с желанием отделиться от России ? Москвы, царь Иван Грозный вступил в Великий Новгород. Именно здесь, представ перед нашей грандиозной Святыней, он приказывает перенести Икону в новое пристанище ? верный «опричный» город Старую Руссу, в город соли. Доходы города тогда превышали доходы самой Москвы! Русса щедро приносила свою лепту на сооружение многих монастырей, храмов и святынь России.
Канун смутных времен на Руси отмечался разгулом моровых поветрий. И снова, как когда-то в Константинополе, потребовалась помощь нашей Иконы Божией Матери, теперь уже называемой «Старорусской».
Посланники от Тихвинского Успенского монастыря приходят в Старую Руссу в 1570 году с просьбой об «одолжении» иконы «Великий Образ», ради спасения от эпидемии, косившей население Тихвина.
Казалось бы, и своей Тихвинской иконы, за 70 лет до падения Константинополя ушедшей к нам на Ладогу, хватило бы, чтобы отразить мор. Однако откровением одному из старцев было приказано привлечь к спасению древнюю могучую Святыню из Старой Руссы.
Исход на Восток снова спас Образ от кощунственного разорения в смутное время, ставшее великим бедствием для новгородцев и староруссцев. За стенами тихвинского Успенского монастыря Образ оказался сокрыт надежнее; в то же время союз двух древних Святынь ? Тихвинской иконы Божией Матери и «Великого Образа» ? Старорусской иконы Божией Матери помогли устоять Тихвину перед безжалостным агрессором.
А Старая Русса изнывала под гнетом грабежей, насилия и жестокости шведско-польско-литовских оккупантов. Беды одна за другой обрушились на нашу землю. Жители Старой Руссы спохватились об утраченном Образе, но вспыхнувшие эпидемии и разорение долгое время не позволяли им обрести утраченную Святыню. Все прошения вернуть Икону были безрезультатны.
В 1766 году староруссцы направляют в Тихвин своих изографов, чтобы сделать копию иконы. Список этот был торжественно внесен в ликующую Старую Руссу и занял подобающее место среди старорусских святынь. Существует сказание о том, что во время одного из молебнов перед этим Образом Богомладенец изменил свое положение на иконе ? «взыгрался», повернулся в пол-оборота, свиток Книги Жизни Вечной перенёс в правую руку, левую ручку поднес к ушку. Свидетели свершившегося чуда с грустью отметили: «Будет слышать нас в пол-уха». Рушан встревожило это знамение. Многие уже тогда усмотрели в нем предупреждение о грядущих нестроениях и нашествии безбожия.
Так Старая Русса получает удвоение своих чудотворных Святынь, но собраться воедино им суждено лишь в 1888 году. Только по ходатайству Августейших особ ? Великого князя Владимира, брата императора Александра III, в Святейшем Синоде было принято решение о возвращении Образа из Тихвина в Старую Руссу. В 1895 году в Старой Руссе для Иконы был построен особый храм на территории Спасо-Преображенского монастыря, в освящении которого принимал участие отец Иоанн Кронштадтский.
После октябрьского переворота наступил период ограбления церквей Старой Руссы, в том числе монастыря и самого храма в честь иконы Божией Матери. Под благовидным предлогом «помощи голодающим» подступают экспроприаторы и к «Великому Образу», который становится объектом охоты за наживой. Надо было снять богатые украшения с самой большой в мире иконы, перечисление которых составляет целую страницу, и сделать это незаметно! По храму ходят скрытые агенты-оценщики, опасающиеся, что за ограбление иконы народ растерзает!
Уже 15-16 марта 1922 года Старая Русса кипела страстями; надо было куда-то скрыть икону после ограбления. Искусствовед Татьяна Царевская в журнале «София» за 1996 год говорит о том, что Икона была передана в Краеведческий музей. Создание Краеведческого музеи в Старой Руссе относится к сентябрю 1920 года. Вначале экспозиция располагалась в здании близ Живого моста; затем экспозицию перенесли в изъятый у верующих Воскресенский собор. Ради борьбы с верой необходимо было открыть в музее атеистический отдел, где, как утверждают, находились и две Старорусских иконы Божией Матери. К сожалению, у нас нет возможности уточнить, были ли изъяты вместе с другими церковными ценностями и эти иконы.
На момент эвакуации в июле 1941 года в экспозиции музея числилась коллекция картин, среди которых нет упоминания о Старорусской иконе Божией Матери. Есть предположение, что подлинную икону после ограбления пытались скрыть, перевезя ее на дальний приход куда-нибудь во Взгляды или Речки. При посещении церкви во Взглядах мы увидели большой по величине список со Старорусской иконы Божией Матери «Великий Образ». Местные жители рассказали, что это список с оригинала, который сделал немец (солдат или военнопленный?). На копии мы видим изображение Божией Матери без украшений, только в одеянии. Таким вот ограбленным мог быть внесен «Великий Образ» сюда, в Вознесенскую церковь села Взгляды.
Возможно, немцы во время войны могли прибыть сюда для вывоза древней Святыни. А чтобы не вызывать недов¬ольства сельчан, оставили копию, написанную немцем.
Ранее закрытые архивы раскрывают сегодня свои тайны. В одном из них сохраняется Картотека «Z» Оперативного штаба «Рейхсляйтер Розенберг», занимавшегося вывозом культурных ценностей с оккупированных советских территорий в годы Второй мировой войны. Рабочая группа «Ингерманланд» штаба под руководством фон Круштерна, Шильде и докторов Зиберт-Майера, Вааля и Роскампа в январе-марте 1942 года провели осмотр известнейших новгородских памятников. Картотека проливает свет на судьбу фонда древнерусской иконописи Новгородского музея. В картотеке 14 марта 1942 года доктор Роскамп записал: «Три тысячи икон русские уничтожили огнем». Если это так и было, то руководители города выполнили директиву Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года: «Все ценное имущество, ... которое не может быть вывезено, должно, безусловно, уничтожаться»…
В Старорусском Краеведческом музее также попытались провести эвакуацию, и 29 полотен были отправле¬ны сначала в Боровичи, оттуда в Киров, а затем ? в Советск. Дальнейшая судьба экспонатов теряется в неизвестности.
И все же вернемся к ситуации во Взглядах и предположим, что Икона была вывезена немцами (там был железнодорожный разъезд), а затем Икону могли доставить на узловую станцию Дно. В продолжение войны со станции Дно поступило сообщение, что там, на платформе, находится огромный Образ Божией Матери, который немцы так и не смогли погрузить в вагон и вывезти за пределы России. Икона не далась им. Пришло время, и Она вновь оказалась в Старой Руссе в единственном действующем во время войны храме Великомученика и Победоносца Георгия.
Жители станции Дно не забыли Святыню. До сих пор в здешней церкви Архангела Михаила находится список с нашей Иконы. Интересно, что на этом списке мы видим «Великий Образ».
В октябре 1988 года было торжес¬твенно отпраздновано 100-летие возвращения иконы из Тихвина в Старую Руссу. Удивительным образом совпало два праздника ? Тысячелетие Крещения Руси и Столетие возвращения Иконы!
Мы знаем, что списки с чудотворной иконы Божией Матери существуют в Воскресенском соборе и в Троицкой церкви (Старая Русса), в Леохновской Преображенской церкви. Интересно, что на приходе церкви Святой Троицы в Подгощах обнаружен совсем мало похожий на известный нам по канонам список. На нём Богородица держит Младенца на левом колене, а Он всплеснул руками, развернул голову в пол-оборота, а ручки Его как бы приготовлены принять то положение, которое мы видим на Образе «Взыграся Младенец». Создаётся впечатление, что это промежуточный Образ между двумя известными нам изводами Старорусской Иконы.
Наиболее впечатляющие по размерам списки мы видим в Покровской церкви села Борисово и в церкви Успения Божией Матери села Коростынь. В Борисове находится список с иконы «Великий Образ», а в Коростыни ? иконы Божией Матери «Взыграся Младенец». В Великом Новгороде существует список Старорусской иконы «Великий Образ» в церкви апостола Филиппа, в Никольском приделе. Выполненный в конце XIX века, Образ поражает своей монументальной строгостью и аскетической четкостью. Поразительный список с этого Образа сохранился также в Молочковской Успенской церкви, близ Сольцов.
Слава Старорусской иконы не теряется в веках. Вот уже многие столетия самая большая в мире выносная икона (ее высота 2 метра 75 см, а ширина 2 метра 04 см) Божией Матери производит потрясающее впечатление на взирающего. Масштаб¬ное величие, дивная красота оклада с множеством драгоценных украшений ? Образ в полной мере можно назвать видимым воплощением Покрова Божией Матери, стоящей на охране Святой Руси. Великая Икона не случайно находилась под сводами храмов Святой Софии (Константинополя, Киева, Великого Новгорода) ? храмов, воплоща¬ющих Промысел Божий, что не оставляет нас без надежды на попечение Божие о России.
Много ещё потребуется сделать для того, чтобы дивный Образ вновь явил себя людям.
Грустно видеть остатки некогда славного храма в честь Старорусской иконы Божией Матери, который посещали молящиеся со всей русской земли, а ныне превращенного в спортивную школу. Может быть, следовало бы для наших спортсменов подыскать более подходящее здание? Возвращение Иконы людям явно связано с возрожде¬нием этого храма. Многое еще придется исследовать в Ее истории, много молиться о том, чтобы стать достойными чудного возвращения нашей утраченной Святыни ? «Великого Образа», именуемого нами Старорусской иконой Божией Матери.

 

 

Используются технологии uCoz