«Все прекрасное есть на земле от солнца и все хорошее – от человека» М.М. Пришвин
Пришвинское восхождение
VII Пришвинские чтения
Священник Николай Епишев. Настоятель храма Покрова Божией Матери в с. Борисово
и храма Успения Пресвятой Богородицы в с. Коростынь. (Новгородская обл.)
5 сентября 2014 г.
Всегда интересно и назидательно погружение в жизнь человека, тем более столь известного, как писатель М.М. Пришвин. Он родился в центре европейской части России в Елецком уезде Орловской губернии – родине многих русских писателей. Получил очень широкое и фундаментальное образование технического профиля, но всегда тяготел к гуманитарной сфере. Увлекался фольклором и этнографией, философией и литературой. Рождение Пришвина, как писателя, связано с путешествиями по северу (Олонец, Карелия даже Норвегия). Наблюдения над природой, бытом и речью северян, записи сказов вылилось в своеобразную форму путевых записей – очерков книги «В краю непуганых птиц» (1907 г.) и «За волшебным Колобком» (1908 г.). Они во многом определили главный интерес и стиль писателя на долгие годы. В них А.А. Блок увидел, как вспоминал Пришвин, «…поэзию, но еще что-то…» - это что-то от ученого, а может быть и от искателя правды» (Собр. Соч.; т.4, 1957 г., с.10). Наверное не случайно Пришвин стал членом Российского Религиозно-филосовского общества.
Искательство было особенностью судьбы целого поколения русских людей в преддверии революционного периода. Пришвин был из этого поколения, жаждавшего бескорыстной жертвенной деятельности. Как писала Валерия Дмитриевна Пришвина в своих воспоминаниях: «Мы росли уже готовыми деятелями, никто нас нарочито не воспитывал, не насиловали наши ум и волю. Нас воспитывало само веяние русской культуры, и мы лишь дожидались своего срока, чтобы выйти на работу бескорыстными устроителями жизни». Отсюда такая широта и неуёмность деятельности Михаила Пришвина. Издаются его первые сборники книг. Он участвует в Первой Мировой Войне в качестве военного корреспондента, очерки которого выходили в разных изданиях.
После революции ведет педагогическую деятельность. Он учит своих учеников родственному вниманию, природе и родному краю. Страстно увлекается охотой, краеведением и по-прежнему много пишет. Постепенно к нему приходит осознание трудности и противоречивости послереволюционной жизни. Он начинает автобиографический роман «Кощеева цепь», связанный с единым героем повествования, где его лирическое «я» преисполняется философскими и нравственными исканиями. Продолжение романа следует до конца жизни писателя, как своеобразная летопись жизни целого поколения русских людей. Одним из лучших произведений писателя стала повесть «Жень-Шень» (1939 г.), как многогранная метафора, символизирующая поиски «творческой жизни и силу страсти, и боль утрат». Писатель видит темную и светлую сторону жизни, но только светлую сторону из жизни считает реальностью. Он все чаще обращается к жанру дневниковых записей, жанру поэтических миниатюр.
Критика 20-х - 30-х годов не всегда находила верные критерии для оценки творчества Пришвина. Она порицала его за бегство от современности, но это было не так. Писатель считал, что искусство не может довольствоваться выдуманной фантазией, но непременно дополняться современной реальностью. В это время он ведет свой Дневник, которому доверял свои повседневные чувства и мысли, порой столь опасные, что и «под расстрел подведут».
Порой мучительные поиски и неудачи преследовали писателя, до того как состоялась его встреча с глубоко любимой женщиной Валерией Дмитриевной Лиорко. Она была типичной представительницей своего времени, отдавшая дань всем увлечениям эпохи, но уже вкусила и все «прелести» архипелага Гулаг за свою стойкость в Вере. Многим она помогала и помогла Пришвину. Она сумела раскрыть в нем, то заветное, о чем намекал Блок в рецензии на его первое произведение. Пришел год Победы и радость от нее, радость труда слились в его душе с радостью Пасхи, пришедшейся в 1945 году на май. В тесной толпе, возле столичного храма Мученика Иоанна Воина (войти внутрь возможности не было) стоял он, не так давно еще не церковный человек, писатель, увидевший в Пасхальной радости корни Победы. «Нет, не только одним холодным расчетом была создана Победа», - записал он в своем Дневнике, - «корни ее надо искать здесь, в этой радости сомкнутых дыханий. Произошло чудо из чудес и человек, униженный, заброшенный, измученный мог так высоко подняться, чтобы воскликнуть: «Христос воскрес из мертвых!»». Не зря же горели лампады за Россию на горе Афон все эти страшные годы.
В конце жизни Пришвин ушел в философское созерцание мира. В своем Дневнике в эти годы он пишет: «Совершенный человек, обогатив себя странствием в царстве мысли, возвращается домой с обостренным вниманием к ближнему. Об этом я и хотел рассказать в заключительной части романа «Кощеева цепь»». Последняя повесть писателя «Корабельная чаща», названная писателем «Слово правды», выстроилась как повесть чистая, вроде храма, остается только написать страничку, которая будет значить, как крест на здании. Само сочетание «Слово правды», при его кажущейся советскости, на самом деле восходит к «Псалмам царя Давида», которые Пришвин очень внимательно читал в те годы. Он полюбил религиозные стихи Лермонтова и даже на последних страницах своего Дневника рассуждает об устройстве монашеской жизни, а думы о стране и народе заключает словами: «Быть русским, любить Россию – это духовное состояние». Завещая писателям нового поколения, он пишет: «Живите в двух измерениях. Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным. Без чувства вечности невозможны прочные вещи, без чувства современности – художник останется непризнанным».
Конечно, Пришвин не был безгрешным человеком и был причастен к обольщениям века сего. Как апостол Павел, до своего обращения «держал одежды» при избиении Первомученика Стефана, так и он дотошно фиксировал избиение колоколов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Этот тяжелый грех он не вычеркивал из своей памяти. Под конец жизни всем сердцем устремился к исправлению и уверовал. Чего стоит его пророческая фраза из Дневника: «Возвращение к Православию неминуемо, потому что Православие у нас все». Эти слова были сказаны в начале хрущевских гонений, когда многим застил глаза туман неверия! Сейчас, когда пелена спала со многих глаз, мы по-новому оцениваем жизнь наших недавних предшественников. Воссоздаются храмы, монастыри, реставрируются и возвращаются многие Святыни верующим. Вот и в Дунино трудами нового поколения, ожившего для Веры, построен храм в честь Архистратига Божия Михаила – Небесного Покровителя России и писателя Пришвина. Сюда можно прийти, чтобы вспомнить и помолиться о нем.
Поднимаясь этим летом на канатной дороге «Красной Поляны», близ Сочи, на верхнем уровне этого олимпийского объекта, я рассматривал схему горных вершин, располагающихся выше. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что одна из вершин в 2374 метра названа в честь Пришвина! Кто дал ей это название и по какой причине? – это вопрос… надо считать, что не случайно.
Смотреть видео выступления «Пришвинское восхождение» на YouTube
|