Перспективы сохранения и развития
духовно-нравственных традиций Новгородкой земли в наши дни

X Знаменские образовательные чтения


Настоятель храма Покрова Божией Матери в с. Борисово
и храма Успения Пресвятой Богородицы в с. Коростынь о. Николай Епишев
(Новгородская обл.)

11 декабря 2012 г.


Слово «традиция» (от лат. – передача) это передача предметов социального, культурно-религиозного наследия от поколения к поколению, сохраняющихся длительное время. В качестве традиции выступают определенные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычая, обряды, образы и т. д. Наиболее распространены они в духовно-религиозной среде. Наши традиции служат сохранению тех или иных присущих сфере форм, а также преемственности развития творческих начал в сфере духовно-нравственной жизни.
Само по себе слово традиция являет собой лишь вершину огромного айсберга, в глубинах скрывающего множество даже трудно определенных содержательных компонентов. Попробуем выделить и обозначить хотя бы небольшую содержательную часть их у новгородцев после принятия христианства.
Среди многих особенностей духовно-нравственных традиций Великого Новгорода хотелось бы отметить три:
Трепетность перед Богом.
Нерасторжимость связи с Богом.
Избирательность в сфере выбора предметов и форм, наилучше воплощающих духовные запросы. Отсюда новгородская притязательность и даже изысканность, чтобы Богу угодить. Богу все самое лучшее, на это и денег не жалко.
Принятие христианской веры вызвало в новгородцах чувство высокой ответственности перед Богом, и это касалось всех сторон жизни. Они хотели все свои созидания устремить к Богу - «Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (пс. 50). Это касается укоренения жизни народной – представительно-общественной и частной в Боге. В них было сильное ощущение присутствия Божия, трепета и страха перед ним.
Что такое ВЕЧЕ? Это название не связано со временем суток, с проведением досуга, типа вечерки. В этом выразилось стремление построить жизнь по закону Божиему, по закону вечности. Отсюда и корень слова. Отсюда порождается начало требовательности, собранности, почти военной дисциплины. Новгородца отличает чувство ответственности за исполнение долга. Без наличия их было бы невозможно проявление воинских доблестей при защите земли в высоком воодушевлении и сознании: «Где София, тут и Новгород» – девиз новгородского воина.
Прибывающий в Великий Новгород чувствует давнюю и древнюю укорененность в вечности. Новгородец издревле стремился, как губка, напитаться открывшейся ему святостью. Из всех земель Древней Руси Новгородская более всех может характеризоваться понятием Святой Руси. Мы многое потеряли за время нашей трагической истории. По временам кажется, что Святая Русь, это что-то иллюзорное, окончательно ушедшее в небытие. Так ушел Великий Древний Киев, его не пощадили завоевания, разрушения, ордынский гнет. Если бы не лампады Древних Киевских Пещер, можно было бы полностью согласиться с исчезновением Святой Руси нашего юга. Усилиями же новгородцев наша земля еще сохранялась в своей святости. Татары остановились перед ее завоеванием. Ищутся многие причины неожиданному смирению столь лютого завоевателя. Был ли это страх перед лесами, реками, озерами, болотами, ставшими вдруг недоступными. Но мы с уверенностью можем сказать, что дело было не в ландшафте, а в противостоянии другой силы, не материальной, сокрытой духовной. Это сила была в трепетной и горячей христианской вере.
Была в истории новгородской земли трагическая страница, связанная с малодушным решением отойти Новгороду под корону польско-литовского короля Казимира IV. Не нашлось мирно разрешить этот конфликт, и на новгородскую землю приходит войско Великого князя Московского Ивана Васильевича III. Когда его воины одержали победу в Шелонской битве и подписывался судьбоносный Коростынский договор (24 августа 1471 года) об объединении всех русских земель, когда перед Иваном III открывается невиданная власть над Великим Новгородом, он не смеет поднять на него карающую руку для сурового наказания. Древний город сохранили молитвы праведников.
Великий князь возвращается в Москву, чтобы в Кремле отстроить храм в честь Успения Божией Матери – символ Русского православного единения. Отныне 24 августа здесь полагалось выносить из тайников Великого Собора особые святыни для поклонения.
Укоренившиеся в давние времена традиции оживают вновь и в наши не столь далекие дни. Так Архиепископ Вологодский Михаил (Мадьюгин) поделился своими послевоенными воспоминаниями. Привлеченный к восстановительным работам разрушенного Новгорода, он прибыл в город. Выйдя на перрон, он поразился увиденным. Перед ним не было довоенного города. Сколько мог видеть глас, стояли маленькие, большие храмы и церковки, хотя и в разной степени поврежденные, но не сокрушенные святыни древнего города. Под впечатлением этого чуда созданная архитектурная комиссия даже предложила проект создания заповедной зоны по черте Древнего города, вынося дальнейшее строительство за его пределы. Это было бы памятником наших несокрушимых древних архитектурных традиций. Конечно, этому плану помешали идеологи ЦК. Позднее городу пришлось пережить новое безбожное гонение. Здесь был оставлен для служения небольшой храм в честь Апостола Филиппа. Сколько сил пришлось потратить тогдашнему правящему архиерею Ленинградскому и Новгородскому Никодиму, чтобы сделать маленькую пристройку, освященную в честь Святителя Николая. Но и в те времена город устоял в своих традициях.
Теперь же мы видим перед нами возвращенный храм Святой Софии – реальный символ православия нашего города. За годы испытания древние традиции дополнились новыми качествами: стойкостью и неистребимостью. Неповрежденной осталась традиция нерасторжимой связи с Господом. Часто говоря о Великом Новгороде, современные люди удивляются, зачем надо было строить столько церквей. Жители города стремились через такое обустройство стяжать внимание Неба. Обилие храмов, заполненных чудотворными иконами, часто предохраняли город от разорения. В XII веке, в годину военных испытаний, город был спасен через обретение иконы Знамения Божией Матери. Множество храмов, престольные праздники служили воспитанию новгородцев, не давая отвлечься в суетную стихию мира. Новгородец всегда знал, что святые земли всегда стоят за них. Акафистное пение Благоверному великому князю Александру Невскому: «Радуйся, яко оградил еси люди твоя от зловредного с неверными общения» (Икос 7, песни) подтверждает это. Каждый храм - оплот, крепость против ересей и хулы на Бога. Чем больше в городе церквей, тем он чище от зловерия. Еще недавно один светский писатель отмечал, что даже в провинции человек, молящийся в церкви на свои любимые образа, приобщался к тем шедеврам культуры, которые сейчас хранятся лишь в музеях. Здесь он проходил столь необходимое духовно-нравственное воспитание как в акафисте Благоверного великого князя Александра Невского: «Радуйся, яко мудре оградил еси в земли своей отеческие доблести и предания» (Икос 7, песни).
Конечно, в период безбожных гонений стремились всячески оградить народ от такой памяти предков. В 60-ые годы, хитрыми ухищрениями тогдашних заказчиков, архитекторы вынуждены были своими камодами-хрущобами обставить многие новгородские церкви-шедевры так, что они стали недоступными для восприятия. Можно было проехать по Новгороду, не увидев ни один из них. Между тем для восприятия архитектуры потребно особое пространство для правильного его видения. Если же окружить шедевр архитектуры сугубо бытовыми предметами, а то и просто небрежением, то его правильное восприятие будет практически утрачено. Теперь мы знаем: традиция нерасторжимости связи с Богом может быть продолжена и закреплена верностью Богу и горячей верой.
Каждый храм, церковь Новгорода имели свое неповторимые особенности, свою особую атмосферу, антураж. Это отмечено археологическими изданиями о нашей епархии. Обилие древнего убранства, к сожалению, до нас недошедшего, множество иконописных образов разных школ говорят о трепетной избирательности заказчиков – новгородцев. Все предметы должны были служить лучшим выражением их веры на протяжении многих лет.
Историко-реставрационная комиссия Игоря Грабаря в начале ХХ века выявила в собраниях новгородской иконописи настоящие шедевры мировой значимости. Обычно они прибывали из далеких стран, выполненные великими мастерами, и, конечно, были очень дороги, труднодоступными даже для очень богатых людей. Новгородцы не жалели на это средств по принципу: «Богу все самое дорогое и лучшее». Установилось даже соревнование между храмами по богатству и святости икон и церковного убранства. А в отношении главного храма города все были убеждены: «Преуспеет Святая София - будет преуспевать и Великий Новгород». Не случайно в суровых испытаниях, обретенная чудотворная икона Знамения Божией Матери нашла особое место для своего почитания именно в Софийском Соборе. Возвращение этой Святыни в наши дни подчеркивает возможность сохранения лучших духовно-нравственных традиций впредь. Все это может стать реальным при наличии стойкости, пламенной веры и ее глубине.

 

 

Используются технологии uCoz