Подтверждение цивилизационного выбора России
в событиях на Новгородской земле в XV веке.
Второе крещение Руси

XII Знаменские образовательные чтения


Настоятель храма Покрова Божией Матери в с. Борисово
и храма Успения Пресвятой Богородицы в с. Коростынь о. Николай Епишев
(Новгородская обл.)

9 декабря 2014 г.


Крещение Руси – событие судьбоносное, промыслительное, окутанное ореолом таинственности и чудесного великолепия. Оно определяет генеральную линию, тенденцию в развитии Русского государства, в основу которого положено православное христианское исповедание. Крещение Руси – это не чисто региональное событие, в процессе становления русского государства оно приобретает вселенское значение. Во главе государства стоит верующий православный правитель, который охраняет церковь, оберегает ее и создает благоприятные условия для ее развития: для миссионерства, просвещения и воспитания населения «от мала до велика». Государственная практика основывается на христианских истинах. Сам правитель должен быть носителем высоких нравственных добродетелей. Он дарует народу закон и правый суд («Русская правда» от Ярослава Мудрого, Судебник Ивана Васильевича III). Он гарантирует свободное развитие подданных, заботится об охранении народа от внешней и внутренней угрозы, он поддерживает единство территории государства и держит над ним безраздельную власть.
К XV веку мы видим, что все эти тенденции прошли испытание временем. Идеалом становится единое централизованное русское православное государство. От времени Крещения Руси в Х веке до ХV века прошла половина тысячелетия до тех судьбоносных событий, которые произошли на Новгородской земле. Приступим к их рассмотрению. За это время в истории Древней Руси произошли многие трагические события, из которых главным был распад единой Киевской Руси на многочисленные княжества и как следствие этого, междоусобные братоубийственные войны на территории страны. Вторым бедствием с XIII века стало татаро-монгольское иго, приведшее к разорению многих городов, сел и деревень, убийствам и порабощению населения, обложенного непосильной данью. В результате Древняя Русь подошла к критической черте вырождения.
По счастью на северо-востоке Руси возник объединительный центр – Московское княжество, собиравшее раздробленные территории страны в единое целое. Последняя междоусобная война (1453 г.) за власть в Москве очевидно показала отрицательную роль автономии Великого Новгорода от интересов Древней Руси. Взошедший на княжение Иван Васильевич III (1462 г.) стал деятельным созидателем Древней Руси на цивилизованных принципах, введенных Святым равноапостольным Великим князем Владимиром Святославичем в далеком Х веке. Молодой князь всеми доступными средствами стремился к мирному объединению Великого Новгорода с Москвой. Он сам и Владыко митрополит Филипп неоднократно обращался с мирными призывами к новгородцам. Но в Великом Новгороде его инициативы были приняты в штыки. В результате вспыхивает мятеж под руководством местной олигархии и вдовы посадника Исаака Борецкого – Марфы. Она провозгласила и навязала многим жителем Новгорода призыв: «Не хотим к Москве, а пойдем под Казимира». С этим она выходит на Вече и добивается поддержки у новгородцев. Мятеж нарастает, объявляется мобилизация мужского населения, во главе войска становится сын Марфы – Дмитрий Борецкий. Польско-литовскому королю Казимиру посылается депутация для подписания договора об объединении и помощи против Москвы. Это ставит под угрозу само существование Руси и сохранение чистоты ее веры. Видя столь трагическое развитие событий, Великий князь Московский направляет на Новгородскую землю войско, которое одерживает победу в разных ее местах. Войско под командованием Даниила Дмитриевича Холмского и боярина Федора Хромого было отправлено на Новгород через Старую Руссу. Здесь, по дороге к реке Шелони, состоялась первая встреча москвичей с новгородцами, приплывшими в село Коростынь на лодках, но, хотя и застигнутые врасплох, москвичи дали отпор новгородцам. Далее их встреча происходила на реке Шелонь. В ходе битвы на реке новгородские мятежники в 40 тысяч воинов были разгромлены восьмитысячным отрядом москвичей. Погибло две тысячи новгородцев, а у москвичей ни одного.
Не было у новгородцев уверенности в правоте дела, от чего боеспособность новгородского воинства была столь низка, что они бежали от первого натиска.
Иван III вел с новгородцами не простую войну, но религиозную по своему смыслу. Казимир был католиком, а Литва – униатской. Московские ратники во время боя не случайно называли новгородцев – «иудами». За москвичами было дело правое. Иван III проявил к Великому Новгороду великую милость: он не пошел громить и грабить гордость Руси – Великий Новгород, не брал его в позорный и разорительный плен. Осталась не оскверненной Великая София Новгородская, все церкви и храмы, которые выстроили зачинатели цивилизационного выбора от Владимира, Ярослава Мудрого и их последователей.
Иван III показал себя не разорителем, а созидателем. Вернувшись в Москву, заложил храм Успения Божией Матери в Кремле в память о воссоединении Древней Руси и прекращений междоусобий на ее территории. Созидание храмов издревле стало на Руси основой христианской жизни.
Древняя Русь выходила на широкое мировое поприще. Это потребовало и от правителя восстанавливать новые связи в окружающем мире. Как и князь Владимир связал свою жизнь с наследницей византийских василевсов принцессой Анной, так и Ивану III была найдена подходящая кандидатура в супруги среди потомков последней династии византийских императоров – София Палеолог. Ее приезд в Москву и торжественное принятие стало яркой страницей княжения Ивана Васильевича III и утверждало его в праве наследства Великой Византии.
Утверждая свою власть в централизованном православном государстве, Иван III создает новое законодательство – «Судебник», приемствующий в главном «Русской Правде», идущей от самого Ярослава Мудрого. Иван III подтвердил равенства всех перед законом. Первыми, кто узнали справедливость Великого князя, были Новгородцы, многовитийствующие на вече, а под защиту своих прав бежавшие в Москву к Ивану III.
Венчание Великого князя с Софией Палеолог открывало перед Россией, (а это слово впервые стал употреблять именно Иван Васильевич III), огромные перспективы и поднимало ее авторитет. Это не замедлило сказаться и на официальных обращениях – титуловании Ивана Васильевича III Великим князем Московским и Всея Руси. Первыми в это новое титулование – обращение как к Государю было употреблено новгородскими посланникам к Ивану III.
Восполняя вакуум, образовавшийся на месте павшей Византии, Иван Васильевич III перехватывает из ее рук первенствующее древко и вводит в государственную символику Древней Руси Двуглавого Орла. Иван III подтверждал свой международный авторитет расширяющимися архитектурными проектами под руководством, порой, иностранных архитекторов, среди них человек эпохи Возрождения – знаменитый Аристотель Фиорованти. Храмостроительство – непременная черта цивилизационного выбора, заявлено в созиданиях Иваном III Архангельского собора Московского Кремля, – усыпальницы великих правителей России, Благовещенского собора, – усыпальницы великих Княжен, и другие.
При Иване III Русскую церковь удалось оградить от тлетворной ереси «жидовствующих», благодаря энергичной и бесстрашной деятельности преподобного Иосифа Волоцкого. А благодаря святителю Геннадию Новгородскому Русь получила свою славянскую Библию и свою новую пасхалию, на несколько десятилетий вперед, открывая церкви дальнейшую перспективу в новом тысячелетии. Иван III был попечителем и о своем народе: организуя помощь вдовствующим, нищим и обездоленным, установив традицию посещения тюрем, больниц и странноприимных домов, как это было принято и у Владимира «Красное Солнышко».
Главной заслугой Ивана III мы считаем свержение монголо-татарского ига. В результате стояния на Угре в 1480 г., Иван III вынудил татаро-монгольское войско к бегству, что и стало концом страшной эпохи угнетения. В своей военной тактике Иван III не кровью стремился побеждать во чтобы то ни стало, его победы давались малой кровью или вовсе без кровопролития, как это мы видели на примере Шелонской битвы, описанной выше. Бережливый к воинам он был милостивым правителем к своему народу, его княжение восстановило все стороны жизнедеятельности Русского государства в его цивилизационном выборе со времен Крестителя Руси Владимира Святославовича. Как и киевский князь, он был прирожденным хранителем социальной и религиозной стабильности общества. Он по праву входит в число тех славных правителей Руси, которые породнили народ с христианством, православием. Для нашего времени он является прекрасным примером совершенства государственного деятеля, обладающего стратегическим мышлением и опытом победительной тактики. России приходится жить в сложных обстоятельствах в противостоянии врагов. Достаточно вспомнить о том, как пытались сокрушить наше лучшее достояние и творения Ивана Васильевича III в XIX веке, когда на Россию вторгся Наполеон со своим двенадцатью язычным войском и устремился к Москве. Зайдя на Воробьевы горы, Наполеон был в восторге от увиденного, и был последним из людей, который увидел во всей красе это дивное творение - венец цивилизационного выбора Руси. Вспыхнувший огонь поверг Москву в уничижительный пожар. Во время второй мировой войны Гитлер также рвался к Москве, чтобы ее осквернить и уничтожить. На этот раз Господь не допустил, но, по окончанию войны, ненависть к России оказалась у наших бывших союзников столь велика, что Уинстон Черчилль обратился к президенту США Трумэну с предложением сбросить атомную бомбу на Кремль и этим окончательно покончить с Россией. Цивилизационный выбор России до сих пор не дает покоя нашим противникам. То, что происходит сейчас на Украине, поддержанной Западной Европой, демонстрирует разрыв ее со всеми основами цивилизации. Проницательный комментатор Максим Кононенко в своей передаче «Русскую историю на части не разорвать» по ТВ-каналу «Россия-24» сравнил происходящее на Украине с событиями XV века на Новгородской земле.
После традиционного посещения усыпальницы Великого князя Московского Ивана III в Архангельском соборе Московского Кремля мы в этом году возвращались через Спасские ворота. Выйдя на Красную площадь, обернувшись, увидели, что Спасские врата увенчаны той самой иконой, идея которой родилась на Новгородской земле по молитвам подвижников. На ней Господь Вседержитель стоит во весь рост с коленопреклоненными у Его ног преподобными земли Московской – Сергием Радонежским и преподобным Варлаамом Хутынским, заступником Новгородской Земли. Иван III сделал все, чтобы русские святые равно славились по всей Руси.
На поле Шелонской битвы, близ Сольцов, Россия перешла к новой исторической тенденции – от центробежной к центростремительной, собирательной и созидательной. Благодаря этому, Россия стала прирастать добровольным присоединением народов, племен стран и городов под ее единую Державу. Описывая события того давнего времени, древний автор писания «Словеса избранна от святых Писаний» говорит: «Победа над гордыми мужами новгородскими была дарована Великому князю Ивану небесными силами за его добродетели. Появление такого замечательного правителя как Иван III – признак долгожданной милости Божией к Русской земле».
Очень часто приверженцев русского цивилизационного выбора упрекают в отсталости и застое. Но Иван III сумел открыть простор для обновления новгородской жизни заскорузлой давними пороками и несовершенствами, обновлением всей русской жизни в рамках единого централизованного православного государства.