Муниципальное учреждение культуры
«Солецкий краеведческий музей»
г. Сольцы
2009 год
Если проехать по древнему пути из Сольцов в Новгород, то можно встретить населённые пункты с интересными названиями: Мусцы, Ёгольник и т.д. Откуда же они произошли? С названиями многих деревень связано множество сказаний и легенд, которые передаются из поколения в поколение.
История земли Солецкой богата значительными историческими событиями. Одним из таких событий является Шелонская битва 1471 года, произошедшая 14 (27) июля между войсками Московского князя Ивана III и Новгородским войском.
В одном из исторических документов XIV века (Синодальном списке) об этом событие рассказывается так: «… А новгородци оуслышавше силу псковскую, что воюютъ их волости, и отрядиша воеводою Казимира, и Дмитрия сына Марфина, и иных много бояр, а около их всеи новгородскои силе 40 тысящь; и поидоша на псковичь. И наехаша на Шолони реки силу московскую князя Данилья, и не дошедше Мусьсца и Солци вергошася москвици з берога в реку, и пребредше рекоу, о ударившася на них; а новгородци, видевши такову дерзость их, обратишася на бегъ.»
Здесь впервые упоминается деревня Мусьсца. По древней легенде своё название деревня получила так.
Новгородская земля издревне подвергалась набегам литовцев. С 1240 по 1260 г.г. литовцы шесть раз вторгались в район реки Шелонь. В одном из набегов литовское войско заняло село Покровское (так Мусцы назывались раньше). В этом бою погиб литовский полководец по фамилии Мусс, останки полководца захоронили на кладбище, деревню сожгли и это место назвали Муссом.
По другой легенде Мусцы назывались Мостцы из-за большого количества мосточков через овраги и ручьи, протекавшие в окрестностях деревни.
Возможно, и то, что поселение возникло как место ремонта подвижного транспорта (телег, подвод) на важнейшем торговом пути, о чём свидетельствуют воспоминания старожилов.
Согласно другой легенде, название Мусцы связано с событиями Шелонской битвы 1471года. Новгородское войско состояло в основном из ополчения (гончаров, плотников) – мужиков. И где они остановились, то место стало называться – Мужцы.
Мусцы вместе с Сольцами упоминаются в летописи 1471года. Здесь, на р. Шелони, воевода Ивана III князь Даниил Дмитриевич Холмский одержал победу над Новгородским войском.
Далее на нашем пути деревня с не менее интересным названием - Ёгольник.. Древнерусское слово «егольник», по толковому словарю Даля обозначает «горшок для каши (пшена)». Е(Я)гло переводится как пшено, отсюда и название «егольник». Возможно, само селение находилось в котловине относительно Мусцов и по форме напоминало небольшой горшочек.
На Новгородчине «егольниками» называли гончаров и, возможно, что в деревне жили мастера горшечники, то есть егольники, так как в округе имеются залежи глины.
Согласно другой версии название деревни связано с событиями 1471 года. В новгородском войске было большое количество ополченцев, вооруженных топорами, копьями. Там, где расположилась д. Егольник, стояли игольники – копейщики, вооружённые копьями.
Существует легенда о том, как Иван Грозный построил часовню в д. Егольник. Случилось это так.
Царь сильно заболел во время похода на Новгород. Во сне ему явился Иоанн Креститель и сказал: «Испей из источника в Егольнике и выздоровеешь». Иван Грозный так и поступил. Как только он испил воды из источника, болезнь оставила его. В благодарность царь приказал поставить над источником часовню в честь Иоанна Крестителя. Никто сейчас не знает, правда это или нет, но Иван Грозный проходил по этим местам во время походов на Новгород и Псков. Часовня действовала до 1935 года. За водой к этому источнику приходили люди со всей округи, и приезжали верующие из других городов. Вода источника считалась целебной. Многие излечивались этой водой от болезней. И сейчас жители деревни Егольник не забывают об источнике. 11 сентября, когда Православная Церковь отмечает день Усекновения главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна, священник служит молебен на месте разрушенной часовни.
Следующая деревня на нашем пути - Скирино. Возможно, место Шелонской битвы находилось на территории будущей деревни Скирино. Само же название деревни связанно с сечью (побоищем). Есть версия, что Скирино - секирино.
Согласно же другой версии, на этом месте во время Шелонской битвы стояли новгородские ополченцы - плотники (секирники).
Вероятно, новгородское войско двигалось в таком боевом порядке: впереди – мужцы (мужики), за ними игольники (копейщики), следом секирники (плотники). И там где они стояли и вели бой, образовались деревни Мусцы, Егольник, Скирино.
В писцовых книгах Шелонской пятины (территориальное деление в древней Руси), д. Скирино не упоминалась. Однако на землях Свинорецского погоста, неподалёку от Велебиц, упоминался новый неименованный починок, то есть участок, на котором только начинается обработка земли. Поставил этот починок «на лесу» Юрий Дубровский, а Данила Шишмаров с сыном Микиткой выменял этот починок у Юрия, поскольку он был рядом с их основными землями. Может быть этим починком и будет в будущем Скирино?
Продолжая наш путь, мы окажемся в деревне Велебицы. За историю своего существования, начиная с XV века, название деревни неоднократно изменялось. Менялись и легенды о происхождении деревни. Основной же версией является то, что название Велебицы состоит из двух древних слов: «велии» - великие и «бицы» - место убийства, кровопролития. Таким образом, Велебицы – это место великого убийства, кровопролития. По летописным сообщениям, Шелонская битва происходила именно здесь. В этой битве было убито около 12 тысяч новгородцев.
В 1553 году писцы отмечали «селцо Велебицы», а «въ нёмъ церковь камена святой Иванъ Богословъ, а стоит на царёве и великого князя земли».
Шелонская битва завершилась полным разгромом новгородского войска, которое бежало 20 вёрст «…от Сольцы и до Мшаги…», разимое стрелами Московского войска.
По словарю Даля, в переводе с польского языка, «мшага» – воскресная месса, служба в церкви. Из истории мы знаем, что битва была в воскресный день. Возможно, во Мшаге священники совершили благодарственный молебен.
По другой версии, Мшага - это речка, протекающая в болотистых местах. Каждая из этих версий по - своему объясняет название этой деревни.
В 1495 – 1505 г.г. московские писцы провели описание новгородских земель. Старейшие книги Шелонской пятины относятся к 1498 году, большинство сёл и деревень Солецкой земли впервые попали на страницы письменных источников, и ведут своё начало от этой даты.
Текст составили:
Сергей Владимирович Скирченко − ведущий методист отдела народного творчества и художественной культуры муниципального учреждения культуры «Солецкий краеведческий музей»,
Татьяна Александровна Гришай − заведующая отделом комплектования и изучения музейного фонда, исследования истории края муниципального учреждения культуры «Солецкий краеведческий музей».
Художник:
Сергей Владимирович Скирченко − ведущий методист отдела народного творчества и художественной культуры муниципального учреждения культуры «Солецкий краеведческий музей».
Компьютерный набор:
Наталья Викторовна Алексеева − заведующая отделом народного творчества и художественной культуры муниципального учреждения культуры «Солецкий краеведческий музей».
Наш адрес:
175040 г. Сольцы
Советский проспект, дом 14.
e-mail: solmusey@mail.ru
www.solcimuzei.narod.ru
Часы работы:
9:00 - 18:00; обед: 13:00 - 14:00
Выходные дни: cуббота, воскресенье
Контактные телефоны:
8-816-55-31-839; 8-816-55-30-547;
Директор:
Кутовая Светлана Викторовна