«Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы,

милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Пет. 3, 8)

 

 


2014 год.
Хроника событий




Смотреть...



Уроки Ивана Великого

Виктор ВоробьевСветлана Галанинская

18 марта 2014 г.

Интервью со скульптором Виктором Воробьевым …

В начале было слово. До нас дошло мало высказываний Ивана III, но мы точно знаем, что он постоянно говорил: "Русская земля - моё Отечество". Вне всякого сомнения он имел право так говорить. Он происходил из рода Рюрика, был прямым потомком по мужской линии Владимира Святого, Владимира Мономаха, Александра Невского и Дмитрия Донского и являлся главой старшего великокняжеского дома. Но иметь права - это одно, а править всей Русью - другое. Вся шестивековая история Руси до начала правления Ивана III - история бесконечных усобиц и распада, приведшая к раздробленности и монголо-татарскому игу, попаданию юго-западных русских княжеств под власть Литвы. Именно Иван III положил этому конец.

Как известно, демократия без ограничителя в виде сильной центральной власти, способной принимать законы и контролировать их соблюдение, всегда вырождается в олигархию. Монархия без ограничений - в тиранию. Ивану III удалось соединить эти два начала и утвердить в России монархию, построенную на религиозно - нравственных началах, выражающую чаяния большинства. Поэтому именно при Иване Третьем северо-восточная Русь стала единой, суверенной европейской страной со своей национально-религиозной идеей.

В то же время на фоне падения Византийской империи и в условиях, когда православные находились под гнётом либо мусульман-турок, либо европейцев-католиков Святая Русь оказалась единственным в мире независимым православным государством. В ответ на действия по разделу Русской митрополии, предпринятые проживавшим в Риме Константинопольским патриархом-униатом, Иваном III была создана автокефальная Русская православная церковь...

Всю жизнь Иван Великий защищал, объединял, созидал свою землю. "Русская земля - моё Отечество" означало: один народ, одна православная вера, один язык, одно государство. И в этом государстве все люди, независимо от их национальности и религии, были одинаково защищены законом. Изданный Иваном Великим Судебник начинался со слов, "...посулов от суда и от печалования не иметь, а судом не мстить и не дружить никому".

Св. Сергий Радонежский смотрел на усобицы как на грех. Он служил нравственным идеалом для современников и способствовал примирению враждующих князей.

Но правителем, воплотившим в жизнь идеи Св. Сергия, стал Иван Великий. Идея государства всея Руси стала настолько притягательной, что в Литве не знали, как противостоять попыткам русских воссоединиться с Россией. При Иване III от Литвы к России вернулась треть захваченных ранее русских земель.

Уже после смерти Ивана III Великого в качестве противодействия этому Россия (страна русских) на Западе была названа Московией и русским жителям Литвы, а затем Речи Посполитой, стали внушать, что в Московии живут не русские, а "москали".

Представителям русской православной элиты Литвы (страны, в которой 90 процентов населения составляли русские - в то время не было никаких украинцев и белорусов) был закрыт доступ к государственным должностям. Предпринимались попытки навязать унию, запрещалась к использованию кириллица, а после Люблинской унии, когда Польше "были подарены" Волынь, Подолье и Киевщина, началась полонизация русского языка и ополячивание местных элит. Следствием этого стали многочисленные восстания русского населения.

Со времен Ивана III русские люди знали, что защиту они найдут в России. Но многочисленные внешние и внутренние факторы растянули процесс объединения русских земель ещё на три века. Именно поэтому появились различия в языках...

Сегодня нам важно извлечь уроки из периода правления первого русского царя, которого современники и потомки заслуженно называли Великим. Порталу "Религаре" рассказывает об этом скульптор и историк Виктор Воробьев, который уже несколько лет работает над памятником Ивану III Великому.

Вопрос: - 525 лет провозглашения суверенитета России - это ведь серьезнейшая дата. Почему о ней опять забыли?

- А у нас о многом забывают. Есть такая болезнь - амнезия, которая потом переходит в болезнь Альцгеймера и постепенно ведет к полному отключению мозга. Основной симптом - потеря памяти. В том числе исторической.

Вопрос: - Это лечится?

- Метод лечения один - память надо восстанавливать. Серьёзные статьи на соответствующие темы публиковать, снимать фильмы, создавать памятники. Человечество воспринимает мир через образы. Памятники основателям государства во всём мире являются монументальным воплощением заповеди "Чти отца и матерь своих". Она почитается всеми мировыми религиями. На ней основано понятие патриотизма. И установка памятников целиком зависит от власти. Это "лакмусовая бумажка", по которой можно понять позицию власти и дать ответ на вопрос: "Камо грядеши?"

Вопрос: - Как Иван III провозгласил суверенитет русского государства?

- Это произошло 31 января (13 февраля) 1489 года. Находившийся тогда в Москве посол Священной Римской империи Николай Поппель предложил похлопотать перед своим императором о королевской короне для Ивана III. Заявил, что Иван, несмотря на всё его могущество, всего лишь великий князь, что, по европейским понятиям, рангом ниже короля. И что в Европе ходили слухи о том, что Иван хлопотал о короне перед римским папой, хотя ничего подобного не было.

Вопрос: - И что же Иван?

- Он на эту цацку не повёлся. Ему была понятна завуалированная цель императора. И наш первый министр иностранных дел, посольский дьяк Фёдор Курицын ответил так: "Наш государь получил свою власть от Бога через своих прародителей и никакого другого поставления ни себе, ни потомкам своим не желает". Думаю, понятно, почему ответ был именно таким. Ведь получение Иван III короны из рук императора, по средневековым понятиям означало признание вассальной зависимости.

Вопрос: - Что означало "...получил власть от Бога"?

- То, что он являлся прямым потомком Рюрика по мужской линии, принадлежал к правящему шесть столетий на Руси княжескому дому. Он являлся главой старшего великокняжеского дома и в его происхождении никто не сомневался, ведь он в течение десятилетия был великим князем-соправителем при своём слепом отце. То, что он создал государство и своими военными действиями завоевал независимость. Ведь Бог на стороне правды.

Таким образом Европе было заявлено: "Наше государство - независимая самостоятельная держава". А надеть шапку Мономаха слишком просто. Тяжело держать ответственность за государство. В нашей истории полно таких примеров.

Вопрос: - Это начало русского суверенитета?

- Именно так. Иван III - наш первый самодержец, первый царь. Под царским титулом тогда понимали правителя никому не платящего дани, независимого государя. Иван проводил независимую политику, он никому не платил дани. В течение его правления Ивана III высшие церковные иерархи много раз называли "Богом избранный царь". Но похоже Иван не проявлял интереса к царскому титулу потому, что так на Руси издавна называли монголо-татарских ханов, а ведь многие из них ему, Ивану, служили... Иван III предпочитал называться государем и самодержцем - и слова русские, и смысл понятен, и в историю он вошёл как Первый Государь всея Руси. Из этого понятно, кто создал единое русское государство - Россию. Тем не менее, формально, он был великим князем, первым среди князей. По крайней мере, в начале.

Вопрос: - Когда он получил этот статус?

- В 1462 году. А до этого, он несколько лет был великим князем - соправителем. Два года назад был юбилей - 550 лет от начала правления Ивана III - который мы тоже блистательно "не заметили". А, ведь это, по сути дела, - наша Декларация Независимости. Хотя она выразилась не на листе пергамента, а в поступке.

Вопрос: - То есть ?

- Иван III, став великим князем по смерти отца, не стал получать в Орде ярлык на великое княжение. Впервые со времен Батыя. И он имел на это право. В 1459 году в Кремле произошло знаменательное событие. Первый избранный русскими епископами независимо от Константинополя митрополит Иона пристроил к Успенскому собору придел Похвалы Богоматери. Это было сделано, чтобы отблагодарить Бога за победу сына и соправителя Василия II Тёмного молодого великого князя Ивана.

Вопрос: - Как и над кем была одержана победа?

- Войска под предводительством 19-летнего Ивана вышли к Коломне и сдержали у Оки войско Большой Орды. Золотая Орда к тому времени распалась, но два из ханств - осколков - вышеупомянутая Большая Орда и Казанское ханство претендовали на власть над Северо-Восточной Русью. Их претензии основывались на том, что отец Ивана III - Василий II Тёмный платил дань их ханам. Должен сказать, что Иван III был очень талантливым полководцем, хотя, когда была возможность, старался решить дело миром. Именно поэтому его часто недооценивают в этом качестве. А между тем, в возглавляемых им лично военных кампаниях, он не потерпел ни одного поражения. Все поставленные им военные цели были достигнуты. Причем, что вообще уникально, своих побед он достиг практически при нулевых потерях. Китайцы считают, что самый лучший полководец тот, кто одержал победу без военных действий. При всей неброскости его действий как полководца бесспорным фактом является то, что при нём враги ни разу не прорвались к Москве, хотя они делали это в течении двух столетий до него и столетие после. Добиться этого было непросто. Ведь почти все 600 лет русской истории от Рюрика до начала правления Ивана III - это время постоянных междоусобиц и распрей.

Вопрос: - Иван III получил в наследство раздробленную Русь?

- Да. До монгольского нашествия на Руси было около 20 княжеств и Новгородская республика. Именно поэтому татаро - монголы численностью от силы 50 тысяч легко поработили её. Иван III стал объединителем русских земель. С его правления начинается история Руси как единой страны - России.

Конечно, князья собирали земли и раньше, начиная с Даниила Московского. И Дмитрий Донской, и Иван Калита. И оба Василия. Но единого централизованного государства до Ивана III так и не возникло. Русь представляла собой несколько великих княжеств: Владимирское и Московское, Рязанское и Тверское, Псковская и Новгородская республики, Вятка, Пермь... Даже в его Владимирско-Московском княжестве в 1462 году, помимо великокняжеских земель, было пять уделов. Кроме того значительная часть русских земель оказались в составе Великого княжества Литовского и Русского (далее ВКЛ). Там правили Гедеминовичи.

Процесс разложения затронул также и Церковь. Поэтому путь к суверенитету занял у Ивана III почти три десятка лет и помимо отражения внешних угроз, сопровождался объединением под его властью большей части русских земель, и земель, населенных другими народами, в единое государство. Прекрасно понимая, что Церковь, зависимая от захваченного турками Константинополя и патриарха-униата, руководствовавшегося сиюминутными интересами, ему не помощник в деле объдинения, а людям - не пример, он сделал нашу Церковь автокефальной.

Вопрос: - Как Иван III начинал свой путь?

- Став в 1462 году по смерти Василия Тёмного единоличным великим князем Иван III впервые со времён Батыя не стал получать ярлык в Орде. Ведь в отличие от предков у него на счету была победа над татарами. Это был вызов, мятеж, наша Декларация Независимости. Ордынцы должны были силой доказать своё право на ВКМ. А Иван стал собирать земли, увеличивая свой домен, и отвечать ударом на удар после агрессий соседей.

В 1469 году после осады сдалась Казань - был заключён мир "по всей воле великого князя" - были освобождены русские пленные за сорок лет, получена контрибуция. Ханству запрещалось проводить враждебную Руси внешнюю политику. В историю эта кампания вошла под названием "Первая Казань" и считается, что с этой даты у нас появилось военное ведомство. Следует особо отметить, что русские в завоевательные походы не ходили. Это считалось грехом и нарушением христианских заповедей. Согласно представлениям людей того времени, а они все без исключения были людьми верующими, Бог дал землю народам. И посягать на чужую землю - значит посягать на Божью волю. Поэтому Казань не присоединили.

Вопрос: - А Новгород?

- Два года спустя Ивану III пришлось воевать с Новгородом.

С 1136 года республика была фактически независимой от власти великих князей. Предпринимаемые периодически на протяжении трёх с лишним веков попытки подчинить республику успехов не имели.

И хотя в 1456 году новгородцы по Яжелбицкому договору отказались вести враждебную Москве внешнюю политику, формально признали великокняжескую власть, фактически всё осталось по прежнему.

Поводов к войне было несколько, от нарушения Яжелбицкого мира, до попытки пригласить в качестве служилого князя Михаила Олельковича из Литвы. Чашу терпения Ивана III переполнило желание отправить на поставление в сан новоизбранного новгородского архиепископа не в Москву, а в Литву к тамошнему, назначенному проживавшим в Риме константинопольским патриархом, митрополиту - униату. Это означало раскол русской митрополии.

Всему этому способствовал польский король и великий князь литовский Казимир IV. В 1449 году он заключил с Василием Тёмным мирный договор, по которому он обязался не вступаться в Новгород и Псков, а Василий в Тверь. Мир с Москвой развязывал руки королю для борьбы с западными соседями, и он его соблюдал.

Но допускать усиления Москвы и спокойно смотреть на набирающего мощь восточного соседа он не мог. Он предпочитал действовать чужими руками, подстрекая то татар, то новгородцев, обещая им свою помощь. Их судьба его не волновала. Он был хитрый и опытный правитель, и для него было важно, чтобы его восточные соседи ослабляли себя, истребляя друг друга.

Вопрос: - Он выискивал слабые звенья?

- Не только искал, но и находил. В Новгороде это прявилось в разделении на две партии - "литовскую" и "московскую". Само название говорит об их политическом выборе. "Литовскую" партию возглавляли, так называемые, "золотые пояса" - примерно три сотни самых богатых. Им принадлежала почти половина всех новгородских земель.

Вопрос: - Олигархи?

- Да. Историки так их и называют. А "московскую" партию поддерживало подавляющее большинство новгородцев, которых "золотые пояса" просто достали. Последние полвека существования новгородской республики - прекрасная иллюстрация вырождения демократии в олигархию. Для получения нужного решения на вече голоса покупались, на дома и улицы политических противников устраивались наезды, несогласных иногда топили в Волхове.

- Как это похоже на то, что происходит сейчас на Украине!

- Управы на беспредельщиков не было. Этим занимались сами посадники. И, получая сигналы от Казимира IV, они стали инициаторами событий 1471 года. Иван III ответил на вызов походом. Он выступал не только как защитник интересов своего государства, но и как защитник веры.

Вопрос: - Как Иван действовал в Новгороде?

- Для новгородского войска все решилось в месте впадения в реку Шелонь речушки под характерным названием Дрянь. Итог битвы в известной поговорке: "Дело - дрянь!". Полководцы Ивана III одержали блистательную победу в последней битве между русскими землями. А после Шелонской битвы Иван III казнил четырех новгородских бояр - предводителей. Небывалый случай - по неписаным правилам средневековья, богатые и знатные пленные откупались. Но у них обнаружилось письмо к королю Казимиру. Ранее эти бояре присягали ИвануIII и целовали крест, а теперь предали.

- Но присоединение Новгорода заняло ещё несколько лет...

- Да, но за это время Иван III отразил хана Большой Орды Ахмата. Это случилось летом 1472 года.

Ахмат за год до этого стал единоличным ханом Большой Орды. Иван III никому не платил дани. Помните, я рассказывал про нашу декларацию независимости? Ахмат пришёл, чтобы силой принудить Ивана III к покорности. Войска Ивана не позволили ему переправиться через Оку. Ахмат ушел несолоно хлебавши. Его жертвой стал лишь небольшой приокский городок Алексин. Опять Бог помог Ивану одержать победу. А в ноябре Иван женился на племяннице двух последних византийских императоров Зое Палеолог.

- Расскажите о ней.

- Это был второй брак Ивана III. Его первая жена Мария Борисовна Тверская была кем-то отравлена в 1467 года. От их брака остался сын Иван Молодой.

Зоя жила и воспитывалась при папском дворе, была униаткой и, с её помощью, венецианцы надеялись втянуть Ивана в войну с турками за "византийское приданое" Зои, а папа Римский надеялся склонить Русь к церковной унии с Римом. При этом он велел всем католическим странам беспрепятственно пропускать послов Ивана III.

Для Руси это был исторический шанс прорвать "железный занавес". Отрезанная от Европы Швецией, Ливонским Орденом, Литвой и Большой Ордой, постоянно отбиваясь от врагов, Северо-Восточная Русь сильно отстала в развитии. На Западе её считали частью Орды. Но планам венецианцев и папы не суждено было сбыться. В Москве, первым делом, униатку Зою перекрестили в православие, и женой Ивана она стала под именем Софья, а по Европе пошли многочисленные посольства с целью разведки, поисков союзников, вербовки специалистов в самых разных отраслях. Cамыми первыми послами были итальянцы и греки, но довольно скоро их сменили русские. Так в Москве в 1475 году оказался Аристотель Фиораванти - cтроитель нового Успенского собора, создатель Пушечного двора (Рособоронпрома того времени) и первый командующий российской артиллерией. И пока в Москве занимались строительством, в Новгороде в очередной раз творилось беззаконие. Обиженные новгородцы призвали Ивана III в качестве верховного судьи.

Вопрос: - Что это было за беззаконие?

- Посадники занимались "наездами", произволом, и на них просто не существовало никакой управы. Судиться с посадниками в Новгороде - это было примерно то же самое, что москвичам судиться с нашим горячо любимым мэром несколько лет назад.

По просьбе новгородцев в 1476 году Иван III приехал в Новгород. Произошел знаменитый "Cуд на Городище", на котором он осудил посадников. Он имел право быть верховным судьёй в Новгороде. После этого православная церковь стала называть Ивана III "Государем всея Руси". Вереницы людей из Новгорода потянулись к нему в Москву с просьбой о суде. И он судит уже в Москве. В конце концов, новгородские послы назвали Ивана III государем. Но Иван осторожничает и присылает в Новгород своих послов с вопросом: "Какое государство вы хотите?"

Вопрос: - Вот прямо так?

- Именно. Литовская партия в Новгороде, конечно, взбесилась...

Вопрос: - Вопреки воле большинства новгородцев?

- Да. Из советской школьной программы принято считать, что древний Новгород - это образец демократии. А на самом деле в XV в., как я уже говорил, власть принадлежала тремстам "золотым поясам". Демократия без ограничений в виде сильной центральной власти, всегда вырождается в олигархию. Тех, кто хотел сближения с Москвой, было подавляющее большинство, но были и те, кто симпатизировал Литве. Историк Вернадский называл "литовскую" партию "партией белого хлеба".

Вопрос: - Почему?

- Потому, что основная масса людей в Новгороде ела черный хлеб, который привозили с так называемой "низовой земли". А те, кто побогаче, ели белый. У нас же пшеница не выращивалась, преобладала рожь. Сторонники Москвы понимали, что в случае конфликта с Москвой, не будет поставок хлеба, и они обречены на голод. А "литовская" партия состояла из более богатых людей и была завязана на экспортно-импортные операции. Им было наплевать на отношения с Москвой, они от нее не зависели. Они подкупали на Вече горлопанов, чтобы те громче орали против Москвы. Могли погромы организовать. Попросить наемных людей камнями забить неугодных или прирезать.

Вопрос: - Напоминает сегодняшний Майдан. У олигархической "оппозиции" методы не меняются до сих пор?

- По сравнению со средневековыми людьми, нынешние хуже. Ведь пятьсот лет назад никто в мире не подписывал Всеобщей декларации прав человека. Нравы были более грубыми. Тех, кто признал Ивана III государем, просто изрубили топорами сторонники пролитовской партии.

Вопрос: - Что было дальше?

- Реакция Ивана III была незамедлительной и жесткой. Он собрал войско и привел в Новгород. Причём, так как в составе войска были и татары, Иван запретил им грабить окрестности во время осады, что было обычным делом во время войны во все времена во всём мире. Во время осады новгородские бояре торговались и пытались выяснить, какого государства хочет сам Иван III . - "Хочу такого же государства, как на Москве". То есть, единого. Бояре согласилиcь и предложили в качестве контрибуции церковные земли. Он взял часть земель у самых богатых монастырей, а боярские владения в результате не тронули. Монастыри в Новгороде принадлежали городским концам и были аналогами нынешних оффшоров. "Нельзя служить Богу и мамоне". Монастыри с небольшими земельными владениями Иван III не тронул.

Вопрос: - На том и договорились?

- Был подписан договор о присоединении Новгорода к Москве. Весь город принёс присягу Ивану III. Но когда государь уехал, в Новгороде произошел мятеж...

Сам Иван никогда первым не нарушал соглашения, но в случае измены применял меры. Поэтому он с небольшим войском и пошел на Новгород вновь. Подступив к городу, объявил: "Кто невинен, я не трону, а виновных накажу". Город сдался, и Иван повел себя уже как государь с мятежниками.

Вопрос: - А именно?

- Он повесил несколько десятков изменников, хотя, вообще, казнил крайне редко. Одно из прозвищ Ивана III было Правосуд и он, похоже, знал, где поставить запятую в хрестоматийной фразе "Казнить нельзя помиловать". За все годы его правления он казнил людей меньше, чем, например, Лоренцо Медичи Великолепный - знаменитый гуманист и покровитель флорентийских художников во время подавления заговора Пацци. В честь присоединения Новгорода был освящен построенный Иваном III новый Успенский собор Московского Кремля - главный Храм России. Присоединение Новгорода стало "точкой невозврата". С этого времени завоевание объединённого государства стало невозможным.

Вопрос: - Но мир в тот момент еще не наступил?

- Нет. Пришла весть о том, что на Псков идут немцы, ордынский хан Ахмат готовит свой поход, а еще два его брата - князья Волоцкий и Углицкий - подняли мятеж. Ивану пришлось срочно отправлять часть войск из Новгорода на подмогу в разные стороны. Его братья отправили свои семьи в Литву и пошли в Новгород за подмогой. Но после подавления мятежа их туда не пустили. Они пришли во Псков, но там тоже решили не изменять Ивану. Тогда братья стали просто грабить окрестные земли. За всем этим чувствовалась рука западного кукловода.

Вопрос: - Почему они подняли мятеж?

- Князь Лыко Оболенский неправедно судил в свою пользу, будучи наместником Ивана III в Великих Луках. Иван III присудил ему вернуть награбленное у народа. Но князь не подчинился, а убежал в удел брата Ивана князя Бориса Волоцкого. Бояре могли переходить к князьям по своей воле. Иван приказал арестовать Лыко, но Борис его не выдал. Однако, когда Иван был в Новгороде, боярина захватили и силой привезли в Москву. Ведь по Правилам Святых апостолов, нельзя искать выгоду, бегая от суда. Это канонические правила, и признавались как православными, так и католиками. Во всех христианских странах светское законодательство вытекало из церковного, и там где не хватало светских статей, пользовались этими правилами. Приведу самый известный пример. Английский король Иоанн Безземельный лишился сначала владений во Франции, а потом и в Англии за отказ явиться на суд пэров Франции. Это стало первопричиной появления Великой Хартии вольностей. Сейчас ведь тоже есть заочные приговоры, и бегают, в основном, на Запад.

Вопрос: - Словом, Иван III имел право арестовать Оболенского?

- Несомненно. Но Борис Волоцкий и Андрей Углицкий подняли мятеж, обвиняя Ивана III и в аресте Оболенского, и в том, что он не поделился новгородской контрибуцией. Мол, со служилыми татарами рассчитался, а с братьями нет. Татарам он действительно выплатил все, помня свой запрет грабить русские земли. А братьям не заплатил, поскольку считал, что они и так награбили достаточно.

Но вернёмся в лето 1480-е. В это же время ливонцы напали на Псков. А тут еще король Казимир подстрекал Ахмата пойти на Москву, обещая помочь ему войском.

Вопрос: - Это и привело к знаменитому Стоянию на Угре?

- Да. На складывающуюся антирусскую коалицию у Ивана III был свой ответ, была попытка вовлечь в нее Стефана Молдавского, будущего свояка, который "слил" Казимиру IV информацию о том, что на него скоро нападут турки, поэтому он, в основном, был занят подготовкой к обороне Польши и Ахмату не помогал. А к мятежным братьям послали переговорщиков. Но главным достижением российских дипломатов стал союз с крымским ханом Менгли - Гиреем, который совершил набег на южные рубежи ВКЛ.

Вопрос: - Как проходило стояние?

- Иван III выставил заслон у Коломны. Ахмат увидел, что все перекрыто, и пошел на запад к Угре. Угру было перейти проще, чем Оку. К тому же туда должны были подойти войска короля. Сначала шли жестокие бои на переправах. Нашими войсками командовал сын Ивана Третьего великий князь - соправитель Иван Молодой, и брат Андрей Вологодский. Татары поняли, что быстрого форсирования не получится. Хан ждал помощи от польского короля, но тот был связан турецкой угрозой и набегом крымчан. На случай внезапного прорыва татар и для оперативного управления растянутым фронтом Иван расположил свою ставку не на передовой, а чуть поодаль. С ним был небольшой резервный отряд.

- Ивана упрекали за выжидательную тактику.

- Которая между тем себя вполне оправдала и позволила достичь победы наименьшей кровью. Но вначале все думали, что Иван боится. Вассиан Рыло написал Ивану письмо, где называет его "Богом избранным царем, подобным Константину Великому" и призывает Ивана не бояться и переходить в атаку. Но Иван понимал, что в реке атакующие несут большие потери. К тому же сзади могут напасть братья и другие враги. И он играл с противником как матёрый лев со сворой гиен. Гиены были и спереди, и сзади, с ними велись переговоры - и с ханом, и с мятежными братьями. И ещё он ждал. Ждал результата заранее предпринятых шагов. Ведь это сейчас мы обо всём узнаём за считанные минуты, а тогда самым быстрым видом связи была голубиная почта, если, конечно, "почтальона" не сбивали меткой стрелой.

Вопрос: - Иван тянул время, потому что оно работало на него?

- Да. Татарские лошади уже съели весь корм в округе, воины - все припасы. Обещанной Казимиром помощи нет. Ахмат начинает волноваться. Он требует Ивана к себе, но не получает ответа... В это время пришла весть, что посланный Иваном III речной десант взял ордынскую столицу - Сарай, а братья прекратили мятеж и пришли на Угру. Наконец, татары поняли, что попали в ловушку и стали уходить. Войска Ивана гнали их километров сто. Но и после этого Иван не ушел, а продолжал стояние почти до Рождества - для подстраховки. У нас думают, что два войска стояли, разделенные Угрой и ничего не делали. Это не так, были и многодневные бои. Это был наш "Фермопильский проход". Тоже были полчища врагов и предатели, но в отличие от первого, он был шириной не два десятка метров. Линия обороны на Угре составляла около 60 километров и, в отличие от греков, мы победили.

- В итоге Иван III отстоял суверенитет Руси.

- Причем это была первая длительная многодневная операция с участием международной дипломатии, завершившаяся бескровной победой. Татары вернулись ни с чем, хан Ахмат потерял авторитет, от него отвернулись многие верные воины. Он растерял силы и был убит ногайским ханом. Так кончилось то, что в XVI в. летописцы назвали игом. Россия, наконец, стала независимой. С этого момента, как поётся в нашем гимне, "Отечество наше свободное" стало по настоящему свободным. После "Великого Стояния на Угре" всем стало ясно, что иго закончилось. Церковь называла Ивана III "Богом избранным царём", а литовский посол в России Михалон Литвин написал по возвращении из Москвы, что русские считают Ивана III cвятым за освобождение от ига. В честь победы на Угре Иван III в 1482 году построил первый каменный храм в Сретенском монастыре, а митрополит Геронтий установил праздновать 23 июня (6 июля) День Сретения Владимирской иконы Божией Матери в честь чудесного спасения Москвы от нашествия татар. Этот день считается нашим средневековым Днём Независимости.

Вопрос: - А дальше?

- Дальнейший путь к утверждению нашего суверенитета пролегал через Казанское ханство. Договор 1469 года после "Первой Казани" часто нарушался казанцами. Но в Казани, как и в Новгороде, большинство людей было за мир с Москвой. Войны хотели ордынцы-кочевники. Они обогащались в результате грабежей и продажи пленных в рабство после внезапных набегов. А страдали за это оседлые татары, ведь принцип "око за око" никто не отменял. В ответ на набеги следовали карательный походы, во время которых жертвами становились те, кто не успевал убежать. Такова была неумолимая обыденность средневековья. Новый хан стал притеснять казанцев и они, будучи недовольны своим ханом, а его брат воспитывался в Москве, попросили дать его в качестве нового правителя. Иван III пообещал им это, но только на условиях, что их новый хан принесет присягу Москве. Присяга была дана и русские войска под командованием князя Холмского в 1487 году осадили Казань и она сдалась. Так Казанское ханство стало вассалом России, а в титуле Ивана III добавилось "великий князь Болгарский".

Вопрос: - Какую внутреннюю политику проводил Иван?

- Он раздавал земли в поместья, то есть формировал средний класс - дворян как основную служилую опору государства. Ведь средневековый средний класс - дворянство, купечество, ремесленники, Церковь.

Вопрос: - Когда Иван Третий обосновал свой статус властью, полученной от Бога, это было в духе времени?

- Абсолютно. В Средние века люди сильно бы удивились, если бы им сказали, что власть должна исходить от народа. Вот, например, Фридрих Барбаросса. Его избрали немецким королем, он должен был идти в Рим и там по традиции короноваться у папы Римского, чтобы стать императором Священной Римской империи. Но в Риме случилось восстание, папу изгнали, а Барбароссе предложили стать императором от Сената. Но он ответил, что шел не за тем, чтобы получить власть от переменчивой в желаниях толпы, но как принц, пришедший за наследством отцов, и готов добиваться этого силой оружия. Он вернул папу, потому что власть нужна была только от Бога. Бог сотворил мир и определил порядок вещей, остальное - нонсенс. Иван III тоже считал, что одержал победы с Божьей помощью и что это свидетельство того, что его власть от Бога. Эта мысль неоднократно повторялось также в соборных посланиях.

Вопрос: - Где лучше всего выражена суть национального строительства при Иване Третьем?

- На эту тему вообще до сих пор сказано очень мало, этого явно недостаточно. Придется восполнять пробелы. Это серьезная работа для историков, тема для текстологических исследований. Ведь документы того времени сохранились. Их надо изучать. Вот, например, "Лаодикийское послание", которое приписывают Федору Курицыну.

Вопрос: - Что это такое?

- Послание отсылает к Лаодикийской Церкви, к которой обращается Христос в Апокалипсисе. Это Церковь последних времен. Во времена Ивана III тоже ждали конца Света, отсюда и отсылка. Курицын интеллектуал и книжник. Он знал текст "Откровения", знал пороки современников. Подпись послания расшифрована, но по поводу содержания документа до сих пор возникают споры. Посмотрите:

Душа самовластна, ограда ее - вера.

Вера - наставление, устанавливается пророком.

Пророк - старейшина, направляется чудотворением.

Чудотворения дар поддерживается мудростью.

Мудрость - сила, фарисейство - образ жизни.

Пророк ему наука, наука преблаженная.

Ею приходим к страху Божьему.

Страх Божий - начало добродетели.

Им вооружается душа.

<...>

- Непростой текст...

- Главный вопрос вот какой. Какой пророк упомянут в тексте? Ведь библейские аналогии использовались для того, чтобы объяснить современность. Предлагаю свою версию. Кто объединил 12 колен израилевых в один народ, сорок лет вел его по пустыне, кто вывел его из египетского плена, победил "Золотого Тельца"?

- Моисей?

- Конечно. Моисей привел свой народ в Землю Обетованную, через него Бог дал людям Закон. Ну, а теперь только факты из нашей истории: кто правил около сорока лет, кто победил "Золотого тельца" - Новгород, объединил русские и не только земли в единое государство, а людей, их населявших в единый народ и "привёл" его в Святую землю - в Святую Русь - Россию, единственное на свете независимое православное государство? Кто стал оплотом православия? Кто воплотил в жизнь мечту Св. Сергия Радонежского о свободной Руси? Кто издал единое светское законодательство - Судебник и дал нравственный завет об отношении к Отечеству, как к Святой земле? Наконец, имя "Моисей" переводится как "Спасенный из воды", поскольку дочь фараона нашла его плывущим в корзине в Ниле. В нашей истории жизнь только одного правителя соответствует ответам на эти вопросы. Вплоть до связи с значением имени. Шестилетнего Ивана, когда он был в плену у Шемяки, согласно летописи, хотели зашить в шкуру и утопить в Волге. Если Иван III пророк, дальше - он устанавливает веру посредством мудрости. И Иван III сделал нашу Церковь автокефальной, запретив принимать митрополитов-униатов из Константинополя.

Вопрос: - А фарисейство?

- А фарисейство - образ жизни - это Курицын пишет про себя. Он - дипломат и шеф разведки. Ему приходилось притворяться, фарисействовать ради защиты своей страны, вырабатывать "наш ответ Казимиру". И его деятельность спасла множество жизней. Кстати, древние фарисеи считали, что Бог дал людям закон для спасения, а не чтобы они погибли, слепо соблюдая его. А главное чудо - это суверенная Россия. На территории государства, оставленного Иваном Великим потомкам, ныне располагаются примерно половина субъектов федерации, объединённый Иваном Великим русский народ, самостоятельная Русская Православная Церковь.

Москва стала вторым Константинополем (Третьим Римом) и преемницей Византии не благодаря второму браку Ивана III, как у нас часто пишут в прессе. Никакими наследственными правами на Византию Софья Палеолог не обладала. Её брат Андрей ездил по Европе, предлагая права на ромейскую корону и преуспел в этом, продав её дважды. Сам Константинополь и его епископ (патриарх) приравнивались к Риму и римскому епископу (папе) как "место пребывания царя и синклита".

Обретя независимость, православная Россия становилась на место погибшей Византии. В этом видели проявление Божьей воли. Византийцы получили по грехам своим, за унию с Римом, и, наоборот, Россия и Иван Великий были вознаграждены Богом за служение. Любое другое толкование означает непонимание истории. На Руси благодаря Ивану Великому сформировалась национально-религиозная идея. Также Ивана можно сравнивать с царём Соломоном.

Вопрос: - Почему?

- Во-первых, он имел прозвище "Правосуд", был настоящим и справедливым судьёй, как Соломон для народа Израиля.

Во-вторых, Иван III тоже построил Храм. Главный Храм России - Успенский Собор московского Кремля, построенный по образцу Владимирского. Когда будете там, обратите внимание на иконостас.

- Расскажите об этом.

- Там сейчас находится более поздний его вариант 17 века, прежние сгорели, но он сохранил подобие древнего. Самый первый иконостас, был заказан Дионисию ростовским архиепископом Вассианом в честь "Стояния на Угре". От него остался небольшой фрагмент "Сорок мучеников севастийских". Он воспевает стойкость русских людей и призывает быть заодно и стоять до конца. Иконостас пятиярусный. В верхнем праотеческом ряду по центру - неканоническая новозаветная Троица "Отечество". Неканоническая потому, что Бога Отца нельзя было изображать, ведь Его никто не видел. Наши иконописцы обошли этот запрет. В Евангелии от Иоанна, когда Христа спрашивают, как выглядит Отец, Он отвечает: "Кто видел Сына, тот видел Отца Моего". Они изобразили Бога Отца, как состарившегося Христа, на коленях у которого сидит Христос - отрок и в руках держит сферу с голубем, символом Святого Духа. Весь иконостас это картина мира от Сотворения до Страшного суда. Это образ мироздания. Споры о том, соответствует ли "Отечество" канонам безсмысленны. Для наших предков было очевидным. "Отечество" представляло собой и Троицу, и заповедь "Чти отца и матерь своих". Им было понятно, что связь Отца с Сыном осуществляется Словом или Духом. Это, может и наивно, зато идёт от души. Души народа. Это и ответ иноземцам, выраженный в формуле "Наш государь получил власть от Бога через своих прародителей"..., и то, что отношение к своему Отечеству как к общему дому и Святой Земле было Божьим Словом, переданным словами Ивана Великого "Русская земля - моё Отечество". Иконостас Успенского Собора является картиной Русского мира и основывается на этом Слове.

Вопрос: - А кто считался русским?

- Русским независимо от вероисповедания и национальности считался тот, кто принимал идею Отечества, и, не на словах, а на деле доказывал это.

Представьте, вы находитесь во время службы в Успенском Соборе. Все, и сидящий на царском месте, и на митрополичьем, и простые люди смотрят на воскресшего Христа-Вседержителя и Бога-Отца, Творца неба и земли.

Вопрос: - Что это значит?

- Это значит, те, кто смотрит - будь то царь или митрополит - должны покаяться, попросить прощения за свои грехи, прославить Бога, попросить о помощи и служить Ему. Рядом с государем стояли самые обычные люди. Все они вместе с царем во главе равны перед Богом, все рабы Божьи. Иностранцы не могли понять этого. Отсюда миф о рабской психологии русских.

Власть от Бога, но со всех спрашивается по-разному, ведь у всех разные обязанности. Царь должен защищать и заботиться о своём народе, праведно судить, приумножать и созидать свою страну, защищать веру. Митрополит должен защищать веру, заботиться о душах паствы. У бояр, все как у царя, но зона ответственности меньше. В семье отец должен заботиться о жене и детях, как пастырь - и о душах, и о телах. У матери свои обязанности. Это никакая не "вертикаль власти", а именно разделение обязанностей. Это скорее пирамида, на верху которой Бог, под ним царь и так далее. А общее - служение Отечеству - передается по наследству и скрепляется всё православной верой. Вот вам и национальная идея и отличие нашей Церкви от других православных церквей . Это архетип нашего государства. Вот коммунисты выкинули Бога из этой модели русского мира, попытались заменить его сознательностью - и все разрушилось. Между тем, в "Лаодикийском послании" Курицына сказано: "Страх Божий - начало добродетели".

Вопрос: - Правда ли, что Курицын был еретиком?

- Церковного приговора в отношении Фёдора Курицына не было и поэтому на обвинении его в ереси можно поставить точку. Были слухи. Я уже говорил, что Курицын был нашим первым шефом разведки. Эта часть его деятельности была тайной для окружающих. Среди его агентуры в Литве были евреи. Евреи - врачи и купцы были вхожи во все правящие дома Запада и Востока. Через них он получал информацию. Опуская подробности скажу, что из-за этого его имя связано с ересью. В чем заключалась ересь, неизвестно. Проведённое новгородским архиепископом Геннадием следствие выявило нескольких человек. Один из них под пыткой назвал имя Курицына. Геннадий написал митрополиту Зосиме, что после возвращения посольства Курицына из Венгрии, в Москве появился еретический кружок под его руководством. Эту версию любят повторять. К обвинениям в ереси относились крайне серьёзно во всём средневековом мире. За это преступление полагалась смертная казнь, отменить приговор не мог никто.

Вопрос: - Например?

- Самые известные всем случаи - Ян Гус и Жанна д'Арк. Доказательств, представленных Собору в 1490 году, для обвинения в ереси не хватило. Что касается Курицына, то занятый заботой о спасении своей паствы архиепископ не связал начало пограничной войны с Литвой за возвращение русских земель с возвращением Курицына из Венгрии, с которой он заключил договор о союзе против Казимира IV, и Турции, где, будучи в плену, он договорился с визирем о дипотношениях.

К этому времени относится появление нашей секретной службы, которую возглавил Федор Курицын. Образованный им кружок стал первой в России школой для подготовки дипломатов и разведчиков.

Вопрос: - Так почему же его нельзя считать еретиком?

- По Правилам Cвятых Апостолов показания одного свидетеля недостаточно для осуждения. Поэтому на Соборе 1490 года Иван III и, по-видимому, посвящённый в суть тайной деятельности Курицына, митрополит Зосима не допустили суда над ним и защитили нашу, делающую первые шаги, разведку. Они прекрасно понимали кто за этим стоит, втёмную используя неискушённых иерархов, радеющих о своей пастве. Это, а также то, что митрополит-нестяжатель позволил Ивану III изъять часть церковных земель в Новгородской епархии, его поддержка в осуществлении Иваном III противопожарных мер в Москве, послужила причиной для упрёков митрополита в нерадении о Церкви. Зосима оставил митрополию и удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, где вскоре начали строить каменный собор. Такова была цена борьбы за воссоединение русских земель. Так ковался "наш ответ Казимиру", начиналась "Большая игра" нашей разведки с Западом. Одной из первых жертв этой игры стал митрополит Зосима. Но такова цена суверенитета. Даже сейчас любители "жареных слухов" повторяют обвинения в его адрес.

Ряд приграничных русских княжеств перешли из Литвы в Россию, и пограничная война шла настолько успешно, что новый великий князь литовский Александр запросил мира и посватался за дочь Ивана III. По мирному договору Литва признала Ивана III Государем всея Руси. Это давало право Ивану Великому защищать русских в Литве, и когда там начались притеснения православия, он по просьбе русских князей ВКЛ, начал войну за защиту веры и вернул примерно треть русских земель, ранее захваченных ВКЛ.

- Давайте подведем итог.

- Давайте. Иван Третий - Государь Всея Руси, этот титул был выбит на двух мраморных плитах, установленных на Спасской башне. Снаружи - на латыни для входящих в Кремль. Он Dominator - Правитель, Господарь, Властелин. Он получил Великое княжество Московское, а оставил Россию, с границами от Смоленска до Иртыша и Оби, от Арктики до Харькова. При Иване Россия становится суверенным государством. И притом европейским. Ведь европеизм есть самоопределение христианской нации, а Иван Великий как раз дает стране и народу национальную идею, которая одновременно является религиозной идей и принципом общественного устроения. Незадолго до смерти Иван Великий приказал разобрать Архангельский собор и церковь Иоанна Лествичника "под колоколы", и возвести новые. Но результата, завершившего ансамбль Соборной площади он не увидел. Он, как и все великие князья и цари, правившие до Петра I, лежит в построенном им Архангельском соборе. Со свода центрального купола на них смотрит "Отечество". А над его Кремлём царит колокольня Ивана Великого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/03/19/uroki_ivana_velikogo/

http://www.religare.ru/2_103926.html


ЕДИНСТВО ИСТОРИИ
Тема: «Иван III»

Виктор ВоробьевНиколай Копылов

7 апреля 2014 г.

http://www.youtube.com/watch?v=WRq8VuxY7zQ



   

   

   

   

   

Заключение
           Специалисты так отзываются о проекте памятника: «Безупречное соответствие истории, исключительное патриотическое и просветительское значение и неоспоримое художественное достоинство. Проект памятника под рабочим названием «Создание Российского государства Иваном Великим» – уникальное композиционное решение».

Страница в Facebook. Виктор Воробьёв. Общественный деятель:
https://www.facebook.com/pages/Виктор-Воробьёв/1475241316099053?fref=ts


Русскую историю на части не разорвать

Максим Кононенко

14 июля 2014 г.




           В это трудно поверить, но министр внутренних дел Украины Арсен Аваков назвал Майдан проектом России. Он так и сказал, цитирую: "Сосредоточение непонятных, несимпатичных, несветлых людей на главной площади страны является проектом российской ФСБ и маргинальных партий, которые ушли в прошлое". Одновременно с этим собравшееся на Майдане вече потребовало от властей в течение месяца восстановить ядерный статус. "Требуем от высшего руководства государства в течение месяца принять решение о восстановлении ядерного статуса Украины", — сказали со сцены Майдана, а вече кричало: "Немедленно!"

           Наблюдатели говорят, что взаимная ненависть достигла предела. Что Россия и Украина разошлись навсегда. Что наши народы больше никогда не будут вместе. История учит другому.

           Ровно 543 года назад, 14 июля 1471 года, на левом берегу небольшой реки Шелони километрах в восьмидесяти от Новгорода состоялась битва между новгородцами и москвичами. Воевали русские с русскими. Причина, вы не поверите, — возможная евроинтеграция Новгородской республики.

           Несколько влиятельных бояр во главе с богатой землевладелицей, олигархом Марфой Борецкой, оставшейся в истории как Марфа Посадская, возжелали избавиться от постоянно растущего давления из Москвы. И выступили за ассоциацию с Великим княжеством Литовским. Польский король и литовский князь Казимир IV немедленно прислал в Новгород своего эмиссара — князя Михаила Олельковича. Широкие народные массы восприняли это неоднозначно. Как было отмечено в летописи, цитирую: "Земстие люди того не хотяху". Не хотели евроассоциации и промосковски настроенные бояре. Однако Марфа Посадница и примкнувшие к ней олигархи, подкупавшие на вечах широкие партии бедняков, продолжали гнуть свою линию.

           Московский князь Иван III, узнав о европейском выборе новгородских партнеров, расстроился. Сначала он пытался воздействовать на них через церковь. Московский митрополит убеждал новгородцев отказаться от латинского государства, по всему Великому княжеству Московскому разлетались "разметные грамоты", рассказывающие об измене Новгорода православию, и вскоре общественное мнение уже требовало собирать настоящий крестный поход. Убоявшись истинной веры, эмиссар Михаил Олелькович оставил Новгород, однако возмущенных москвичей было уже не остановить.

           Поскольку из-за непрекращающегося политического кризиса новгородское войско было небоеспособно, европейски ориентированные бояре на свои деньги создали ополчение из наемников, как сказали бы теперь — Национальную гвардию. Численно это ополчение в два раза превосходило московское войско, однако, как говорится, деньги воевать не умеют. К тому же к москвичам присоединилась татарская дружина касимовского царевича Данияра, как сейчас сказали бы — мусульманских боевиков, которая и нанесла новгородцам решительный удар на Шелони. Европа же в лице Великого княжества Литовского своему ассоциированному партнеру не помогла, несмотря на найденный впоследствии в стане новгородцев договор с Казимиром IV.

           Поражение в Шелонской битве лишило Новгородскую республику перспектив. Конец ее независимости, наступивший через семь лет, стал лишь делом времени. А модель управления, основанная на вечевом майдане, со сцены которого со "смердами" и "безыменитыми мужиками" говорят пекущиеся только о своих активах олигархи, в очередной раз показала свою неэффективность в деле сохранения национального суверенитета.

           Исторические параллели, как видите, напрашиваются сами собой, однако не ради одних исторических параллелей я сегодня все это вспомнил.

           А ради того, чтобы еще раз заметить: несмотря на поражение при Шелони, несмотря на запрет вече и вывоз вечевого колокола в Москву, несмотря даже на опричный погром, устроенный Иваном Грозным через сто лет после Шелони, новгородцам и москвичам теперь и в голову не приходит, что когда-то они жили в разных государствах. Никакой национальной обиды. Никаких "разошлись навсегда" и "Новгород окончательно потерян для Москвы". История Новгородской республики стала частью общей русской истории. Точно так же, как частью общей русской истории является история Киева. И русскую историю на части не разорвать.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=1797577&cid=7



С 4 по 20 ноября 2014 года
по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
в московском «Манеже» проходит выставка «Моя история. Рюриковичи».




   

   



Хроника жизни прихода Покровской церкви

2, 3 октября 2014 г.
Священник Николай Епишев рассказывает...

В этом году поездка нашей депутации в Москву была очень насыщенной и напряженной. Она включала паломнические посещения православных храмов и исторических музеев, встречи на Радио «Радонеж».
2 октября состоялась встреча и беседа с ведущей на Радио «Радонеж» Антониной Арендаренко, которая провела аудиозапись моего предстоящего выступления на Радио.
3 октября в день памяти мучеников и исповедников — благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора мы участвовали в Богослужении в Архангельском соборе Московского Кремля.
Богослужение утрени возглавил протоиерей Владимир с сонмом Московского духовенства. Совершалось елеопомазание в честь мученика благоверного князя Михаила Тверского и благоверного князя Олега Брянского.

                   

Божественную литургию с чином молебного пения совершил первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами столицы Митрополит Арсений Истринский в сослужении Московского духовенства.

                   

                   

К сожалению, за литургией не поминались Усопшие Цари, Государи и Великие князья, в том числе и Великий Князь Московский Иван III. Я в это время, стоя у гробницы Ивана Васильевича III, помянул о здравии воинов, сражающихся на Украине. Молитву по соглашению об умирении Украины прочитал Высокопреосвященнейший Владыко, стоя у престола.
По окончании Божественной литургии состоялся Молебен у Древа Животворящего Креста, совершался чин поклонения, читались молитвы и перед мощами благоверного Князя Михаила Черниговского.
Владыко Митрополит передал духовенству и мирянам благословение Святейшего Патриарха Кирилла, а затем обратился к ним с архипастырским словом и поздравил причастников с принятием Святых Тайн.
По окончании литургии я совершил литию у гробниц Ивана Васильевича III и Ивана IV.

                   

                   

На Соборной площади встретились с москвичами и сделали несколько памятных фотографий.
Зашли в маленький придел святого мученика Уара, который находится у северной стороны Архангельского собора. В пределе установлен белокаменный саркофаг 1407 года, в котором покоятся мощи великой благоверной княгини Евдокии Московской, супруги Дмитрия Донского, которая перед смертью стала монахиней Евфросинией.

                   

                   

Побывали в Кремлёвском царском саду (здесь наблюдали сражение сторожевого сокола с вороной), а затем спустились к Спасской башне, через которую вышли на Красную площадь.
Мы побывали в Покровском храме с приделом блж. Василия Блаженного, где приложились к его раке и иконе Государя Ивана IV.
Прошли на Варварку, где теперь открыты небольшие храмы, возрождённые после сноса гостиницы «Россия». Среди них выделяется церковь Иконы Божией Матери «Знамение», выстроенной на землях выходцев из Великого Новгорода князей Романовых. Здесь был и монастырь. Здесь же Музей «Дом бояр Романовых», а напротив через автодорогу оказался Ипатьевский переулок!!!
Мы посетили храм Святой Живоначальной Троицы в Серебряниках (настоятель храма – протоиерей Геннадий Андриянов). Здесь свято чтут память Святых Царственных Мучеников. Под сводами старинного храма у мироточивого образа Великомученика и Искупителя Государя Николая II Александровича был совершен молебен с чтением акафиста Ему.
В заключение, прощальный визит к «Дому бояр Романовых», на северном фасаде которого установлен геральдический знак Романовых - красивый лепной грифон. А над аркой - герб России.

                   

                   

                   


Смотреть далее...
Смотреть далее...

Подтверждение цивилизационного выбора России в событиях на Новгородской земле в XV веке.
Второе крещение Руси

Выступление о. Николая Епишева на XII Знаменских образовательных чтениях,
г. Великий Новгород, 9 декабря 2014 г.