6. Икона-летопись
После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша
страна движется до сих пор. И как блестяще он это сделал! За десять лет решил все политические вопросы, которые перед ним стояли. Для Руси было
подарком, что в детстве Иван воспитывался при слепом отце — Василии Темном, которому соперник князя Шемяка выколол глаза. С 12 лет Иван был
глазами Великого князя-отца, участвовал во всех политических делах и к тридцати годам вырос в зрелого политика, стратега.
В 1471 г. Коростынь стала местом заключения мира между Москвой и Новгородом после знаменитой Шелонской битвы. Во время упорной борьбы за единение русских земель под эгидой московского Великого князя боярская коалиция во главе с Марфой Борецкой, не желая присоединения Новгорода к Москве, заключила тайный союз с польско-литовским королем Казимиром XV. В 1471 г., возмущенный действиями новгородцев, Иван III тремя
отрядами выступил на Новгород. Отряд Ивана Стриги с «царевичами татарами» двигались по Мсте. Даниил Холмский и Федор Давидович командовали вторым отрядом, направлявшимся в Руссу, чтобы оттуда подойти к Новгороду. Сам Иван III выступил из Москвы с наемными татарами и остановился в Торжке, взяв с собою Тверской полк. По пути к Руссе отряд Холмского «многие волости и села плениша и множество полону имаша». Русса была сожжена. Из сожженного города войско московское отправилось к Новгороду. Навстречу им выступил псковский отряд. Вечером подошли к Шелони и разбили стан. На левом берегу к сражению готовилась новгородская рать, по численности превышающая отряд Холмского. Наутро выстроились полки. Начали битву москвичи. На конях и вплавь воины переправлялись через реку под градом метаемых в них копий. Недолгой была битва. Псковская летопись так описывает это событие: «...и бысть им сеча люта вельми: и посадники новгородские и вся сила устремишася на бег, и воеводы Великого князя гнашася по них овы секучи, овы бодучи, овы вяжучи, и гнаша по них и до Голин». До Голино преследовали
московские воины побежденных. Две тысячи новгородцев оказалось в плену, среди них несколько посадников.
К Шелонской битве икона Старорусской Божией Матери имеет самое прямое отношение. Интересна и предыстория, как она попала на Русь. По преданию, ее написал евангелист Лука, и со временем она оказалась в Константинополе. Ее почитали не только византийцы, но и все христиане, в том числе новокрещеные русские. По размерам она была самой большой в мире – высота ее 3 аршина 12 вершков, это примерно 280 сантиметров. Вероятно, и сейчас такой нигде нет. Когда в Византии вспыхнули иконоборческие гонения, икону переправили через Черное море в Ольвиополь, близ нынешнего
Херсона. В 1470 году Ольвиополю стали угрожать турки. Это был последний оплот Византийской империи, Константинополь к тому времени уже двадцать лет как был завоеван мусульманами. Чтобы спасти святыню от поругания, византийцы отдали образ киевскому князю Михаилу Олельковичу, который как раз вел военные действия у Южного Буга. Интересно, что греки просили его переправить икону на Русский Север, поскольку оттуда в Ольвиополь часто приезжали богомольцы, почитавшие
образ. И Господь так судил, что через малое время новгородцы пригласили Михаила Олельковича к себе княжить. Он пришел туда вместе с иконой – несколько десятков дружинников несли ее на огромных носилках. Потом ее переправили в Старую Руссу – ровно за полгода до Шелонской битвы.
Великого князя Иоанна III весть о победе застала в Яжелбицах. 24 июля он прибыл в Руссу и повелел отсечь головы нескольким «крамольникам». Среди казненных в Руссе было два посадника: сын Марфы Борецкой Дмитрий Исакович и Василий Губа Селезнев. Посадник Василий Казимир и с ним 50 «товарищов» были отправлены в Коломну. 11 августа в Коростынь выехал из Новгорода архиепископ Феофил с посольством для заключения мира с Великим князем. Послы били челом Ивану III и клялись ему от имени мужей новгородских: «Княжение держати честно и грозно, без обиды. А за короля и за великого князя Литовского... не отдатися никоторою хитростью». Иван III взял откуп – 16500 рублей.
По описанию очевидца и участника перенесения чудотворной иконы Старорусской Божией Матери
из Тихвина в 1888 г. отмечено: вечером 14 сентября икона была внесена в Успенскую церковь с. Коростынь. Здесь служили при великом стечении народа
молебен. Наутро 15 сентября была отслужена Божественная литургия. После совершения напутственного молебна в сопровождении Коростынского
крестного хода икона продолжила свой путь в г. Старая Русса. Возможно, стараниями прихожан Успенской церкви в честь знаменательного события
был приобретен список со Старорусской Божией Матери (фото 8), с теми же особенностями, которые
мы знаем по списку иконы в Георгиевской церкви Старой Руссы («Взыгрался Младенец»).
8. Старорусская икона Божией Матери с. Коростынь
Специалисты относят список в Коростынской церкви к 1877 г., о чем есть и запись на иконе. По своим размерам
она близка к оригиналу (3м25см?2м75см), но имеет одну особенность: в ее полях написаны лики святых. Справа от лика Божией Матери вверху Преп.
Иоанн Лествичник – духовный покровитель вел. князей Московских, в том числе, Ивана III, слева от лика – преп. муч. Параскева Пятница – покровительница русского воинства. Ниже слева – образ преп. Марии Египетской – покровительницы первой супруги Ивана III вел. княгини Марии, происходившей от одной из линий будущей династии Романовых, напротив нее образ прор. Анны – покровительницы императрицы Анны Иоановны, при которой освящался храм. В нижнем поле иконы написаны препп. Отцы Новгородской земли: преп. Варлаам Хутынский, преп. Михаил Клопский, предсказавший будущее призвание Ивана III, когда тот еще
был в колыбели; преп. Антоний Римлянин, прибывший в Новгород на камне, часть которого находится на берегу Ильменя; преп. Антоний Леохновский,
чей монастырь близок от церкви, а также преп. Ефрем Перекопский, спасавший не раз людей и наших царей, терпевших бедствия на разбушевавшемся
Ильмене. Все это говорит о том, что образ Божией Матери был написан для Коростынской церкви, где память о событиях XV в. и других фактах русской
истории сохранилась в течение многих и многих лет.
Какую роль икона сыграла в нашей истории? Она решила судьбы двух царей – первого и последнего. Вспомните, что было в конце XV века. Русь балансировала на острие ножа. С одной стороны, хан Ахмат собирал войска для подавления воспрянувшей Руси. Готовился чудовищный реванш после Куликовской битвы, Москву предполагалось вообще стереть с лица земли. С другой стороны, вся Западная Русь находилась под польской пятой, и к
королю Казимиру вот-вот должен был переметнуться Новгород. А что такое Новгород? Это огромная северная республика, раскинувшаяся от Мурмана
до Пустозерской тундры. Если бы с двух сторон захлопнулась эта ловушка, от Руси бы ничего не осталось. И в этих сложных условиях Великий князь
Иван III предпринимает поход на Новгород. Войско его – всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступает 40-тысячная армия. Восьмикратное превосходство! В Старой Руссе москвичи молятся Богородице, чтобы Та даровала им победу. И Богородица внемлет молитве, – за два
часа битвы на Шелони 40 тысяч новгородцев разгромлены в пух и прах.
Символом празднования 530-летия подписания Коростынского договора не случайно стал колокол.
Как некогда вечевой, он призывает всех нас едиными устами и единым сердцем славить и благодарить Господа за явленную нам от Него милость.
|