5. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с. Коростынь
В двадцати километрах от п. Шимск на берегу озера Ильмень в с. Коростынь стоит белокаменная
церковь — памятник архитектуры первой половины XVIII в.
Строительство церкви осуществлялось по велению Екатерины I. Коростынь – место, достойное, по
мнению географа XVIII в. Н. Озерецковского, прекрасной архитектуры. Гаэтано Киавери и Василий Стасов (итальянский и русский архитекторы)
создали в Коростыни два интересных, к счастью сохранившихся, памятника архитектуры.
Успенская церковь – редкий памятник начала XVIII в., когда каменное строительство в провинции почти не велось. Над проектированием постройки работал известный итальянский архитектор Гаэтано Киавери. Он прожил в России девять лет. Киавери руководил строительством дома царицы Прасковьи Федоровны на Васильевском острове, после смерти архитектора Маттарнови осуществлял наблюдение за строительством Кунсткамеры. Позднее,
когда архитектор уехал из России, он создал выдающийся памятник архитектуры барокко – придворную церковь в Вене.
Памятник хорошо сохранил свои первоначальные формы, хотя со временем и подвергался некоторым переделкам. К более позднему времени относятся купола церкви и колокольня.
Церковь представляет ценный образец архитектуры петровского барокко. Необычно композиционное решение здания. Ядром композиции является восьмерик (восьмигранная призма), вписанный в прямоугольный, вытянутый с востока на запад (как итальянская базилика), объем. В интерьере стены восьмерика прорезаны сквозные арки, раскрывающиеся в алтарь, и боковые помещения. Восьмигранный, хорошо освещенный зал, украшен пилястрами. Над западной папертью возвышается двухъярусная колокольня. Интересно решен западный фасад, где наиболее отчетливо ощущается барочный характер постройки с типичным для этого стиля криволинейным (вогнуто-выгнутым) очертанием стен. Стены здания оформлены пилястрами и украшены фигурными филенками. Большой интерес
представляют резные царские врата, выполненные в технике высокой рельефной резьбы. Резной рисунок в виде сложно переплетенных стеблей, а также
техника исполнения позволяют отнести эти врата к середине XVIII в., когда в русском искусстве получил распространение стиль барокко.
Близкой аналогией царских врат являлись известные по фотографиям врата Знаменского собора
в Новгороде. И те и другие были выполнены мастерами-резчиками.
Внутреннее убранство церкви соответствовало своей эпохе. Великий князь Иван III сразу после
заключения в 1471 году Коростынского договора заложил Московский Успенский собор – главный храм объединенной Руси (фото 7).
7. Успенский Патриарший собор московского Кремля
В ту пору Великий князь стал величаться царем, — возникло Русское царство. Прошло ровно 250 лет, и в 1721 году,
сразу после победы над шведами, петербургский Сенат утверждает указ Петра I о создании Русской империи. В ознаменование этого Екатерина I в том же
году, в подаренной ей Коростыни, закладывает этот Успенский храм. Два этих храма символизируют Царство и Империю, их преемственность.
Стелет туман Ильмень-озером простыни,
Солнце встает из воды.
В озеро смотрят окошки Коростыни,
Озером дышат сады.
Ведома сызмальства, знаема смолоду
Здешнего берега гладь.
Тут основаться бы надобно городу,
Пристани рыбной стоять.
А мужики, рыболовы, построили
Просто деревню — жилье.
Не помышляя, что в книгу истории
Впишется имя ее.
Там, где Шелонь разметалась извилисто,
Летом случилась, в страду,
Сеча великая в тыща четыреста
Семьдесят первом году.
Вышли на берег дорогами узкими,
Сшиблись правы-неправы
Единокровники — русские с русскими —
Новгород против Москвы.
Дрогнув, бежали дорогами росными
Марфины ратники вспять,
И довелось воеводам в Коростыни
Мир, покорясь, подписать.
|