4. В единении – сила
Беседа с о. Николаем Епишевым,
настоятелем Покровской церкви
(с. Борисово) и Успенской церкви (с. Коростынь).
(газета «Шимские вести» 22 августа 2000 г., № 68).
— Отец Николай, давайте наш с Вами разговор
начнем с того, что Вы немного расскажете о себе, ведь Вы у нас в районе недавно, и о церкви, где Вы служите.
— По образованию я филолог, а также закончил
Московскую духовную семинарию. Священником служу уже 13 лет в д. Борисово Старорусского района. В настоящее время настоятель Успенской церкви
с. Коростынь. Женат, имею 2 детей. Вот коротко о себе и все. Что касается церкви с. Коростынь, то считаю, что она очень уникальная, как и само
с. Коростынь. В летописи Коростынь упоминается в 1471 году, а церковь построена примерно в 1720 году. Она уникальна по своей архитектуре, не имеет
аналогов в новгородском зодчестве XVIII века и сравнима только со столичными образцами. Сильно вытянута с востока на запад. Композиция ее напоминает
итальянскую архитектуру, и это вполне понятно, так как архитектором церкви был Гоэтано Киавери.
— Отец Николай, я знаю, что Вы увлекаетесь историей Новгородчины, в том числе и Шимской
земли. Давайте поговорим на эту тему, надеюсь, что Вам есть что сказать!
— Действительно, я хотел поговорить на эту тему. Дело в том, что приближается очень знаменательная дата и она
значима не только для шимчан, но и для всей Новгородчины, всей России. В 2001 году состоится празднование 530'летней годовщины
подписания Коростынского договора 1471 г. — даты создания Единого централизованного русского государства, открывшего возможность всем народам
необъятного нашего Отечества объединиться в одно целое. Договор этот был подписан 11 августа 1471 года и именно в поселении Коростынь. А поводом
подписания послужила Шелонская битва, которая произошла 14 июля 1471 года. Здесь на Шимской земле произошли очень важные события для России, —
были разбиты в сражении новгородские полки от рук московских бояр, и тем самым был положен конец старой политической системе удельной Руси. Победа
на Шелони — это победа нового над старым, будущего над прошлым, это единство над раздробленностью, победа Русской земли над ее врагами —
внутренними и внешними. Это был триумф победителей и трагедия побежденных. Для наших новгородских потомков была трагедия — сотни, тысячи
наших прадедов полегло, защищая свою землю, но уже тогда более умные люди понимали, что сила Руси — в ее единстве, и именно на берегу нашего озера
Ильмень был подписан договор о единении. Эта дата очень актуальна для сегодняшнего дня, когда в России идет «раздрай», и многие удельные «князьки»,
почувствовав слабину в общественном устройстве страны, пытаются оторвать для себя кусок пожирней, не заботясь в целом о России.
— С Вами, отец Николай, трудно не согласиться, действительно Вы рассказали об интересной дате, ее многие,
конечно, знают, но в повседневных делах и заботах забывают.
— Вот именно, в своих повседневных хлопотах мы порой забываем главное. И к сказанному я хочу
добавить, что 29 августа уже этого года у нас в с. Коростынь пройдет очень интересное и важное мероприятие. Соберутся самые видные историки
городов Старая Русса, Новгорода, Санкт'Петербурга, и пройдет обсуждение знаменательной даты 530-летия подписания договора, то есть начала единства
России. Символом нашего праздника станет колокол (фото 6).
6. Колокол-символ Российскому единству
— Отец Николай, Вы больше рассуждали, рассказывали как историк, а как на эти события Вы
смотрите как священник?
— Многовековая история России учит главному закону духовной жизни нашего государства – необходимости солидарности
и взаимопомощи. Апостол Павел в послании к коринфянам пишет: «Дары различны, но Дух один и тот же, и служения различны, а Господь один и тот же,
и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех». Это относится и к нашему огромному государству, щедро одаренному просторами и земными богатствами. Все это — источник национального достояния, но при непременном условии — единении народа. «Каждому, — говорит апостол, — дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера... Иному дары исцеления. Иному чудотворения, иному
пророчество, иному различие духов, иному разные языки, иному истолкование языков, все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему
угодно, ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос... Страдает ли один член,
страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены».
Большие территории разделяют наши города и селения, необъятные пространства, но для духовного единства эти пространства ничто. Во многих местах «оборвана нить этого единства», иссякли соки, текущие в духовных артериях нации, испуганы люди, растерявшие свои главные ориентиры, позабывшие о нравственности, солидарности и взаимопомощи. Нависла над страной темная туча неверия. Проникает ее холодный, смрадный
тлен в души детей наших. Закрыла она собой и правду, и веру. Расплодила тьму лживых бесов посредством отравленной прессы и телевидения. И, кажется, нет
на нее управы, но это не так. Единство духа всегда одержит верх.
Беседу вёл Н. Зорин.
|